|
«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» — Б. М. Теплов (ЕГЭ обществознание)Всем знакома популярная пословица «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», которая, по моему мнению, ясно передает главную мысль высказывания Б. М. Теплова, в котором он рассуждает о роли деятельности в развитии способностей человека. Поразмышляем над данной проблемой, обратившись к теории. Из обществоведческого курса нам известно, что способности — это сложившиеся на основе задатков (анатомо-физиологических потребностей человека) качества, которые позволяют обладателю заниматься определенным видом деятельности. Однако, по мнению Теплова, способности человека развиваются именно во время деятельности, он считает, что уровень способностей человека зависит от его упорства и стремления достичь поставленных целей. Деятельность, по определению, — это форма активности человека, которая направлена на преобразование окружающей среды и удовлетворение его потребностей. Известно, что деятельность состоит из нескольких компонентов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность), объекта (того, на что она направлена), мотива (побудителя к деятельности), цели (осознанного образа будущего результата), действий (конкретных шагов), средств (того, с помощью чего осуществляется деятельность) и результата (итога деятельности). Когда человек ставит перед собой определенную цель, то он действует в направлении ее реализации, занимаясь определенной деятельностью и прикладывая огромные усилия. В процессе деятельности у человека начинают развиваться и проявляться определенные способности, которые в будущем могут перерасти в талант (высокий уровень развития особых способностей), а затем в гениальность (высшую степень развития таланта). Так, из курса всеобщей истории нам известен пример человека, деятельность которого позволила ему развить свои задатки до гениальности. И этот человек — великий император Франции, который был родом из семьи мелких аристократов, Наполеон Бонапарт. Мальчик с раннего возраста увлекся артиллерией и проявлял лидерские качества. Влюбленный в своё дело, Наполеон еще в юношеском возрасте поставил перед собой цель — мировое могущество — и начал активно ей следовать. Всему Парижу стало известно его имя после штурма и захвата Тулона, а далее — взятие Александрии. Прикладывая неимоверные усилия к развитию своих способностей и в процветание Франции, достигая новых высот, от бедного лейтенанта Бонапарт сумел быстро дойти до одного из самых величайших полководцев истории, императора Франции, заставившего весь мир содрогаться от страха. Этот пример показывает нам, как деятельность человека и его стремления позволили ему усовершенствовать способности до их высшей степени, какую огромную роль они сыграли в становлении великой личности. За вторым примером обратимся к классической литературе. В произведении Гончарова «Обломов» один из героев, Андрей Штольц, смог подняться из низов и стать уважаемой всеми и эрудированной личностью благодаря своему упорному труду и непрерывной работе над собой. С детства у маленького Андрюши были задатки: ему легко давалось изучение наук. Штольц усердно развивал свой интеллект и способности: читал много книг, изучал новые науки, проводил каждую минуту своей жизни с пользой и ответственно относился к поручениям и просьбам. Трудолюбие и упорство молодого человека позволили ему из бедности возрасти до дворянского чина. Таким образом, мы понимаем, что деятельность Андрея Штольца, направленная на самосовершенствование и пользу обществу, сыграла огромную роль в становлении его личности, она позволила Андрею «сделать себя самому» и достичь высшей степени развития своих способностей. Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод, что позиция Б. М. Теплова верна. Роль деятельности в развитии способностей человека действительно велика, без нее невозможно достичь максимума совершенства своей личности и добиться успеха во всех своих начинаниях. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Бибикова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|