|
17.1. «Недоросль» Д. И. Фонвизина как классицистическая комедия (ЕГЭ по литературе)«Умри, Денис, но лучше не напишешь», — сказал Г. Потемкин об известнейшем произведении Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия была создана в XVIII веке, когда в литературе царствовал классицизм. Однако произведение Фонвизина нарушает некоторые правила этого направления: так, классицистические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Основная черта классицизма — закон трёх единств. Единство времени, действия и места: действие — одна сюжетная линия, которая длится на протяжении суток и не переносится из одного места в другое. Сюжет разворачивается вокруг ключевого конфликта — замужества Софьи, и продолжается всего один день в поместье Простаковых. Идейное столкновение развивает действие комедии. Это любовный квадрат: Софья, Митрофанушка, Милон и Скотинин. Простакова хочет выдать своего сына за девушку, потому что она неожиданно стала наследницей состояния. Скотинин сватается к Софье с той же целью. Лишь Милон испытывает настоящие чувства к ней. Конечно, у Фонвизина любовный конфликт не главный. Это лишь фон, за которым скрываются главные проблемы пьесы — общественно-политические. Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования, нравственности. Однако именно любовная линия становится двигателем сюжета. Кроме того, в комедии Фонвизина есть ещё одна особенность классицизма — говорящие фамилии. Они предопределяют характер героев, основные черты личности. Простаков — простой, ограниченный человек, который находится в повиновении жены-деспота, Правдин — отстаивает правду, Цыфиркин — учитель математики, Стародум держится старинных дворянских добродетелей, а Вральман — лгун, притворяющийся учителем, хотя на самом деле был кучером. Кроме того, главная героиня, Софья, с греческого переводится как «мудрость», и ей на самом деле присущи эти качества. Фамилии героев Фонвизина заранее определяют основную особенность в их характеристике. Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классицистическими правилами. Так, комедия должна была лишь смешить. В «Недоросле» же много злой сатиры на социально значимые проблемы и пороки общества. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы. Кроме того, произведению присущи особенности реализма — действительное изображение помещичьего строя, угнетения крепостных крестьян их хозяевами-деспотами, безграмотных преподавателей. Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Ф. И. Фонвизина, который сделал из классицистического произведения острую сатиру на злободневные проблемы, присущие обществу ХVIII века. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Арутюнян Внимание! Спасибо за внимание.
|
|