|
Смысл названия пьесы «Гроза» пример (Островский А. Н.)Пьеса «Гроза» — одно из главных творений А. Н. Островского. Написано оно было в 1859 году, накануне крестьянской реформы. Это был период подъема всего российского общества, коренных изменений в жизни и сознании людей. Угроза перемен ощущалась и в патриархальных, извечно непоколебимых моральных устоях. Именно Островский смог точнее любых других писателей уловить сущность этих только зарождающихся перемен: в тревожной душной атмосфере крепостничества собиралась гроза. Название художественного произведения всегда настраивает читателя на восприятие, предвосхищает его содержание. Так и название пьесы Островского — главный образ произведения, помогающий выразить его основную мысль. Образ грозы многогранен и символичен. Конечно, в прямом понимании, гроза — это явление природы, которое играет большую роль в развитии событий, появляясь в пьесе в 1-м и 4-м действии. Но персонажи произведения воспринимают грозу как некий символ, который для каждого наполняется разным содержанием. В 1-й раз слово "гроза" произносится в момент отъезда Тихона. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет» — говорит он. Гроза для него — это постоянный гнет его матери Кабанихи, её непоколебимый авторитет. Он хочет убежать от духоты родительского дома на свободу:" Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то". Для Катерины же страшна гроза внутренняя. В 1-м действии раскаты грома предвещают ей душевный переворот, вихрь греховной страсти, с которым она не сможет бороться: “Ах, Варя, грех у меня на уме! ...Не уйти мне от этого греха.” Она страшится грозы, но страшится не смерти, а справедливой божественной кары за свои грехи: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами”. Нравственная гроза в Катерининой душе достигает апогея в 4-м действии, когда терзаемая совестью, она, на глазах у всех, раскаивается в неверности мужу. Раскаты грома кажутся ей предвещанием божественного возмездия за её земные грехи, и от переживаний она “падает без чувств на руки мужа”. Здесь гроза исполняет весомую роль в развитии сюжета. Она становится толчком к развязке конфликта не только внутреннего, но и внешнего: конфликта между представителями темного царства и новым поколением. Для горожан гроза — деяние неподвластных им высших сил. Это угроза божественная, которую необходимо принимать, не рассуждая. «Гроза нам в наказание посылается», — утверждает Дикой. И лишь для Кулигина, самоучки-механика гроза — это электричество, которое человек может себе подчинить. Для него это величественное, мощное выражение природных сил, символ гармонии мира. Он один не её страшится и не прячется от грозы: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!..”. В произведениях российских писателей гроза с давних пор была олицетворением борьбы за независимость, свободу. И у Островского заглавный образ приобретает характер символа - символа надвигающихся перемен и социального потрясения. Особенно изменения в обстановке чувствует Кабаниха, глава “Тёмного царства”. Она предвидит скорый конец господству патриархальных устоев, которые она так сильно защищала. Катерина — это первый лучик, осветивший темное царство. Этот вызов, хоть пока и слабый, непроизвольный, не способный свергнуть власть самодуров, есть предвещание надвигающейся социальной грозы. Таким образом смысл названия пьесы Островского многогранен. Гроза является не только двигателем сюжета драмы, но и её главным образом-символом. Каждый герой воспринимает приближение грозы по-разному: как неотвратимое божественное возмездие, кару за земные грехи, или же как величественное природное явление. В душе Катерины бушует внутренняя гроза: борьба между супружеским долгом и греховной любовью. Но главное, что гроза представляет собой надвигающийся социальный бунт, протест против отживших устоев и их скорое крушение под напором меняющейся жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Милена Гуреева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|