|
Кратко Что лежит в основе теории Родиона Раскольникова и её крушение по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Роман Достоевского «Преступление и наказание" — это социально-психологический, социально-философский, идеологический роман, в котором безнравственная, жестокая и поистине губительная теория сталкивается с человеческими чувствами. Автор исследует антитезу «личность - массы», то есть проблему примирения уникальности, значимости одной личности с равноценностью всех остальных людей – общества, «масс». Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова — бывшего студента, не имеющего средств продолжить образование в университете. Родион проницательный, умный, одаренный человек, но он вынужден влачить жалкое, нищенское существование среди петербургских трущоб, существование, недостойное человека. Главный герой задыхается в комнате, больше похожей на гроб, не может жить в каменном мешке шумного, грязного и пыльного Петербурга - последний буквально задавил его, не выпуская из цепких лап бедности. Наблюдая за жизнью города со стороны, Раскольников замечает грязь, пошлость, безнравственность и пьянство, слышит нескончаемые крики и стоны соседей, видит, как богатые угнетают бедных и, конечно, как никто другой знает, что такое жизнь, полная нужды и отчаяния. Герой остро переживает несправедливость окружающего мира, его угнетают обстоятельства не только жизни его собственной, его близких, но и в целом бедных людей с разрушенными, поломанными судьбами, людей, у которых нет надежды на светлое будущее. Раскольников желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, но не может, ведь, по сути, он ничем не отличается от каждого из этих несчастных, которых он видит каждый день своей жалкой, никчемной жизни. В конце концов, доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает губительную теорию, согласно которой любой сильный духом человек при наличии благородной цели имеет право устранить так или иначе все препятствия на своем пути; «пройти по головам», наплевав на нормы морали и нравственности, и даже пойти на преступление – главный герой верит, что «великая личность» неподсудна. Страшная теория оформляется в законченную идею, согласно которой все люди делятся на «два разряда»: обыкновенную массу, «так сказать, материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…они обязаны быть послушными, потому что это их назначение.» и «...людей, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — «Наполеоны, право имеющие» — сильные личности, хозяева жизни, которые так или иначе – силой, талантом, способностями, незаурядным умом – выделяются среди «материала». «Особенные» люди имеют право на «разрушение настоящего во имя лучшего», «…все преступают закон, разрушители или склонны к тому.» Таким и возомнил себя Родион Раскольников – великой личностью, не ровней безликой массе. Именно эта идея и приводит главного героя к убийству старухи-процентщицы: Раскольников решает, что во имя идеи, во имя благого дела он может пойти на преступление, даже на убийство. И хоть со стороны оно и выглядело бессмысленным, жестоким, на самом деле доведенный до отчаяния человек действовал не из корысти, не ради личной выгоды и наживы. Родион лишь искал ответ на вопрос – способен ли он вершить великие дела, не мучаясь угрызениями совести? Способен ли он походить на своих кумиров, или он действительно всего лишь «вошь», «материал»? «Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?» — саркастически восклицает следователь Порфирий Петрович. Убийство приносит Раскольникову лишь страдания. Герой не понимал, что, совершив преступление, он переступил черту, отделявшую его от злодея, преступника. Убив человека, Раскольников стал частью того аморального общества, которое было ему так омерзительно. Оказалось, что довольно логичная и хорошо выстроенная теория на практике приносит лишь боль, мучения, страдания и в конце концов оказывается разбита, приводя Раскольникова к раскаянию. Автор вынуждает своего героя мучительно пережить крушение наполеоновских мечтаний, отказаться от индивидуалистического бунта и, наконец, подводит к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Символом нравственного воскрешения Раскольникова становится его любовь к Соне Мармеладовой. Соня, вынужденная зарабатывать на жизнь проституцией, тем не менее не ожесточилась, не очерствела душой. Девушка испытывает к людям бесконечные любовь и сострадание, которые внушил ей и Раскольников. Таким образом, верх берет «правда Сони Мармеладовой» - чистая, непорочная, глубоко нравственная и пропитанная евангельскими идеями любви и всепрощения. Именно благодаря героине Раскольников пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни, придя к осознанию того, что его идея – жестока, а теория – ошибочна. Обновлено: Опубликовал(а): Ника Рокоссовская Внимание! Спасибо за внимание.
|
|