|
Мотив человека и человеческого в пьесе «На дне» (Горький Максим)Мотив человеческого в пьесе «На дне» М. Горького занимает одно из центральных мест, так как сюжет этой драмы основан на изменениях людей в ужаснейших условиях, потере их человечности. Само слово «человек» наделяется в пьесе особым смыслом. Много о нем говорит Сатин в своем монологе. Он заявляет, что человек — это правда, свобода, он выше сытости, всё в нём и всё для него. Однако Сатин говорит не про всех людей, а про лучших, ради которых, по его мнению, живут и все остальные, и в этом звучат ницшеанские идеи о сверхчеловеке. У Луки другое мнение, совершенно противоположное. Для него «ни одна блоха — не плоха», и практически во всех жителях ночлежки он видит людей и напоминает им об этом. Он сразу понимает Настю, видит, что несмотря на обстоятельства она не потеряла способность верить в великую любовь, что является частью человечности, и говорит про нее: «Вот чем человек занимается, а?», то же с Анной, о которой мы слышим от него: «а разве можно человека эдак бросить?» и «где здесь отдохнуть человеку?». В разговоре с Актером, Лука несколько раз утверждает, что человек все может, и пьяница — тоже человек, и тот, «вдруг, как бы проснувшись», начинает верить в себя и хочет избавиться от пьянства. Этот мотив прослеживается и в разговорах второстепенных персонажей пьесы. Бубнов, циник ночлежки, говорит, что «был образованным человеком», и по глаголу в прошедшем времени мы понимаем, что он не только растерял свое образование, но и человечность. Про него Алешка говорит, что он «только пьяный и похож на человека». Клещ постоянно напоминает, что он — «рабочий человек», и потому ему кажется, что он выше окружающих, ведь остальные картежники, шулеры, мошенники, а не люди. Ему «глядеть на них стыдно». Однако Клещ тоже в ночлежке, и поэтому один из них, что бы он не пытался себе доказать. Таким же образом поступает Алешка, который много раз повторяет, что он «человек вежливый», «человек с характером», «хороший …», «отчаянный …», «самый первый сорт …». Алёшке хочется верить, что он еще не потерял свою душу, однако по сути он лишь постоянно пьет и гуляет. Про Барона Пепел говорит, что были времена, когда тот «нашего брата за человека не считал». Однако сейчас Барон оказался вместе с теми, в ком не видел людей, а значит по своим меркам и сам перестал им быть. Лука советует Наташе уходить с Пеплом и почаще напоминать ему, что он хороший человек, чтобы он этого не забывал. Так мы понимаем, что в Пепле человеческое еще осталось, в отличии от некоторых ночлежников, но позабылось в суровых условиях. Жестокость Василисы и самодурство Михаила, содержателей ночлежки, так же подчеркивается этим мотивом. Когда Костылева говорит, что она — «прямой человек», ей возражает Пепел словами о том, что в ней нет души. Михаилу же говорит Лука, что даже если Бог бы его попросил быть человеком, то он бы все равно не изменился. Мотив человеческого также переплетается с мотивом имени. Актер, собираясь в лечебницу, говорит: «Без имени — нет человека», и называет свое сценическое имя, тем самым подтверждая, что когда-то человеком был и с верой Луки снова может им стать. Таким образом, данный мотив проявляется не только в философиях главных противопоставленных персонажей и их монологах, но и в диалогах второстепенных героев, глубже передавая авторскую задумку. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Бахтина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|