|
Русская природа в поэзии Ф. И. Тютчева (ЕГЭ по литературе)Для Федора Ивановича Тютчева природа — не просто одна из постоянных тем его творчества, предмет поэтических раздумий. Вряд ли можно найти поэта, который пренебрег бы пейзажными описаниями, не любовался бы красотой звездного неба или утренней зари. У Тютчева же – нечто гораздо большее: в образах природы отражена душа человека, выражено философское понимание мира, общее ощущение трагедийности бытия. Природа в стихах Тютчева наделяется собственным характером; она погружается в различные состояния – от бурного ликования до томительного сна. Сравним два четверостишия: В первом случае речь идет об активности жизненных сил, о буйстве мироздания. Во втором — о земной усталости и внутренней неподвижности. Оба состояния и оба настроения равноправны и существуют в поэтическом мире Тютчева как два полюса единого целого. Человек по Тютчеву, — это всего лишь частичка природного мира, и поэтому он не свободен от темных хаотических инстинктов. Стремясь приобщиться к природной жизни, душа человеческая в равной степени впитывает в себя и её гармоническую певучесть и саморазрушительное начало: На земле с её радостями и бедами поэт смотрит с очень большой высоты, высоты Космоса. И с этой точки зрения земные заботы тонут в безбрежном океане мирозданья: «Бездна», «рок», «роковой», «древний хаос», — эти слова можно считать ключевыми для лирики Тютчева. Тема грозных, роковых явлений природы, всеобщих катаклизмов, бросающих вызов воле и бесстрашию человека, — во всей мощи и конкретности впервые зазвучали в русской поэзии именно у Тютчева, хотя отдельные мотивы встречались у Лермонтова, Державина, Пушкина, Ломоносова. Однако изображение одного хаотического разброда в мире природы Тютчева не ограничивается. Для него важно творческое созидательное начало, которое составляет один из важнейших законов мироздания. Вот, например, стихотворение «Последний катаклизм»: Распад связей и разрушение неизбежно ведут к рождению нового — и этот процесс бесконечен. Изображение русской природы вписывается у Тютчева общую картину мироздания. Но она более приближена к людским заботам, более одухотворена, «одомашнена». Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет И елей ветви шевелит… Здесь переданы типичные детали средне-русского пейзажа, пропущенные сквозь призму душевных переживаний: Душа, душа спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Пейзажные зарисовки Тютчева полны и мысли, и чувства. И то, и другое дается не в голой отвлеченности или описательности, но через сопоставления, сравнения, уподобления. Сопоставляя, как в данном стихотворении, весеннее пробуждение природы с душевным состоянием, Тютчев во многом следует фольклору, где подобные приемы распространены. Овеянные народной традицией, тютчевские образы становятся не только поэтичнее, но и теплее, сердечнее. Они воспроизводят элементы крестьянского быта, которые очеловечивают пейзаж, вносят в него щемящую ноту ожидания. Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|