|
Краткий пересказ «Бег времени» (Паустовский К .Г.)Действующие лица - Лавров Владимир Петрович, Саша.
Лавров - пожилой художник из Москвы. Ему было предложено написать пейзажи реки Волги, на что он с удовольствием согласился. Но Лавров был человеком неторопливым и в силу этого на реку выехал только в сентябре. Пароход плавно плыл по реке, на палубе веселились пассажиры, с которыми художник туго сходился из-за своей застенчивости. Людей он оценивал как пейзаж: их характерность и живописность.
На пароходе ему приглянулись только "загорелая девушка-штурман Саша и один из пассажиров, бритый старик с припухшими веками, известный историк". С утра, когда пароход миновал Рыбинское море, художник вышел на опустевшую палубу, а вместе с ним и историк. Погода ухудшалась. Чуть позже с мостика по трапу сбежала Саша, которая окончила свою вахту, и решила заговорить с Лавровым. Разговор завязался между ними и историком, который изредка подмечал важные вещи.
Разговор был о море, которым все трое восхищались по-своему: Лавров - не мог поверить, что всё это сделано руками человека; Саша - что будучи ребёнком она совсем недавно собирала грибы на дне этого самого моря - такое оно молодое; историк - что движение событий настолько быстротечно и стремительно, что потребуется "армия историков, чтобы утвердить в научных исследованиях этот полет времени"
Возле Кинешмы пароход обогнал вереницу плотов, на которых сплавлялись волжские девушки до самого Сталинграда. Об этом они сообщают Саше и просят не забывать их. Вокруг были только рваные облака, приятный порывистый ветер, лесистые берега, стаи речных чаек, сосновый бор и лишь изредка отдалённо мелькали избы с красными флагами.
Вечером художник упрекнул Сашу в том, что могла бы быть написана чудесная картина с девушками-плотогонами. Также он решил, что такие "машинные люди", как Саша, явно недооценивают значение красоты. Штурман возразила и попросила понять своих коллег, которые не могли остановить пароход для художника. Художник удивился, а Саша пояснила, что разве не красота, когда вся жизнь идет ровно и без перебоев. Лавров соглашается.
Пароход шёл по Волге, кругом золотые берега, осенняя листва, разноцветный туман, всё те же леса и облака, лучи яркого вечернего солнца.
Однажды художник сидел на верхней палубе около капитанского мостика, где был совершенно один. "Он поставил на табурет перед собою подрамник и быстро, широкими мазками набрасывал на холсте весь этот затихший к вечеру мир воздуха, тумана, разноцветных вод, отражений и золотеющих далей".
Саша стояла на вахте на капитанском мостике и постоянно смотрела то на небо, то на Лаврова, за которого так переживала, что не успеет написать всю красоту этого уходящего вечера. Пароход загудел - встретил лодку, в которой была женщина в расстегнутом жакете с охапкой осенних веток, а на вёслах сидел загорелый юноша.
Весь этот вечер и женщина показались Лаврову таким ясным воплощением мира и отдыха всей этой родной и необыкновенной страны, что он только вздохнул и посмотрел на Сашу, чтобы та остановила пароход. Но штурман и не подумала.
Художник закончил писать и отправился к себе в каюту. Проходя мимо капитанского мостика, он искоса взглянул на Сашу. У себя Лавров придумал обвинительную речь, которую так хотел сказать девушке, но не получилось - он так и не увидел Сашу.
Лавров задумался. Чего он добивается? Чтобы жизнь остановилась перед ним? Она всегда будет нестись широким и многоцветным потоком в даль, которую мы зовем нашим будущим. Отстанешь – и поток уйдет, тускнея, с глаз, и потом его уже никак не догонишь.
Художник понимает, что Саша права и ему становится стыдно за своё поведение. Встретив её через день на палубе, он пообещал ей написать её портрет зимой в Москве. Саша благодарит художника.
Лавров провожал последним взглядом Волгу, уходящую вдаль во всей своей красе.Пароход подходил к строящейся Куйбышевской плотине.
* * *
В декабрьский вечер Саша пошла в Третьяковскую галерею на ежегодную выставку картин. На улице, казалось, был какой-то тихий праздник. В галерее оказалось мало людей, и Саша быстро проходила по залам, пытаясь отыскать картину Лаврова. Она заметила её ещё издали и сразу остановилась, поражаясь, как этот неловкий на вид человек сумел остановить тот дивный вечер и дописать по памяти все детали.
Чем дольше девушка смотрела на картину, тем сильнее ей хотелось поблагодарить Лаврова. Она стояла, смотрела издали на картину, и волнение сменилось у нее неожиданной бурной радостью. «Как все хорошо! – подумала она. – Даже вот этот мохнатый, ленивый щекочущий лицо вечерний снег за окнами. Все, все!..» Обновлено: Опубликовал(а): franco Внимание! Спасибо за внимание.
|
|