|
«Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) по роману «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1866 г. на страницах журнала «Русский Вестник». Именно в это время начинают показываться общественные язвы, открытые реформой крепостного права: как крестьянские, так и буржуазные. Перелом в общественном сознании, переосмысление ценностей создают неблагоприятную среду для становления личности — в этой атмосфере живет главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Роман показывает путь его нравственного развития, переход от своей «теории» к христианским ценностям, изменение им восприятия как окружающего мира, так и самого себя. Начало романа — экспозиция — автор знакомит читателя с героем романа. Родион Раскольников, главный герой — бывший студент, забросивший занятия на юридическом факультете. Он убивает Алену Ивановну, а затем и Лизавету, её сестру. Его цель — ограбить старуху-процентщицу и доказать свою «теорию». «Теория» Раскольника — сформированный им взгляд на окружающих и себя. Он делит людей на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые «сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует», тогда как вторые являются «материалом, служащим для зарождения себе подобных» («необыкновенных»). Примечательно, что Раскольников сам разъясняет тонкости своей «теории» в разговоре с Порфирием, следователем. В конце дискуссии он уходит от ответа смог ли бы он «убить и ограбить» и гордо отрицает, что причисляет себя к «будущим Наполеонам», однако он ещё очень далек от отказа от своей теории. Два убийства, ложащиеся тяжелым бременем на совесть Раскольникова, воспринимаются им как необходимая жертва во благо человечества. Родион нравственно «умирает», но принимает свои страдания за слабость, которая не может быть свойственна «право имеющему». Появление Лужина в романе дает как читателю, так и Раскольникову повод для того, чтобы усомниться в «теории» главного героя. Петр Петрович Лужин человек непомерной гордости, ему необходимо подтверждение своей благородности и исключительности. Его мечта — жениться на бедной девушке «которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному...». Ради собственного блага этот герой готов сделать окружающих людей несчастными. Теория разумного эгоизма — его главный жизненный ориентир: «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...». Целость одного «кафтана», по мнению Лужина, «создает» общественное процветание, тогда как делить «кафтан» с ближним — путь к бедности и разорению. Лужин, поставив материальное благополучие выше всего, противен проницательному Раскольникову. Тем не менее главный герой, подсознательная понимая схожесть их теорий, замечает, что, согласно таким суждениям, и «людей можно резать». Лужин не подвергает сомнению свою теорию «кафтана» — его нравственные поиски остановились, а душа умерла, поэтому он исчезает из жизни остальных героев романа. Это типичный персонаж, образ которого не так уж далек от реальности, поэтому его подробно описанный внутренний мир вызывает одновременно отторжение и интерес. Следующий герой на пути становления Раскольникова – Свидригайлов. Он одновременно похож на Раскольникова и радикально противоположен ему. У этого персонажа есть своя теория: "...то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!..." Такое мировоззрение дает основания для подозрений: говорят, что он был причастен к смерти крестьянина, девочки, своей жены. Убийца ли Свидригайлов? На этот вопрос Достоевский не дает точного ответа. Его разговор Раскольниковым — важный этап «поломки» «теории» главного героя. Свидригайлов небезосновательно говорит: «мы одного поля ягоды». Действительно, его жизнь — воплощение образа «право имеющего». Совершая преступления, он не тяготится бременем совести, однако Раскольников уходит от него «в ужасе». Этот герой находит оправдания для всех его чудовищных поступков. Абсурд безнравственности вызывает отторжение у главного героя, как и осознание своей близости к нему. Достоевский показывает, что, в конце концов, бесцельная жизнь полная разврата не приносит счастья — Аркадий Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Раскольников проходит долгий путь исканий, прежде чем принять вину за преступление и отказаться от своей теории. Чтобы рассказать об убийстве он приходит к Сонечке Мармеладовой. Эта девушка работает на панели, чтобы обеспечить свою семью. Она также совершила преступление, поэтому может понять страдания Раскольникова, но сделала это из любви к ближнему, что позволило ей не погрузиться в разврат. Сонечка вместе с Раскольниковым уходит на каторгу, разделив с ним все трудности. Грубый и угрюмый Раскольников сторонится от всех в первый год каторги, но её забота приближает героя к осознанию истины. В конце концов, он принимает христианскую идею самопожертвования, любви к ближнему: «Он воскрес и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим». Главный герой возвращается к Евангелию, подаренному Соней. Пересмотрев взгляд на себя и окружающий мир, он получает шанс на искупление, также как и заботящаяся о нем Соня: «Их воскресила любовь…». М. М. Бахтин писал, что Достоевский показывает человека в его «последнем итоге сознания и самосознания». Судьба Раскольникова является тому доказательством. Его история — путь нравственного поиска, путь от озлобленного и болезненного самосознания к всеобъемлющей любви и душевному спокойствию. Обновлено: Опубликовал(а): булочка с корицей Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|