|
Проблема осуждения по тексту Юрия Ивановича Чичева (ЕГЭ по русскому)Все люди несовершенны. У каждого из нас свои недостатки, особенности, а самое главное — свой жизненный путь. Так имеем мы ли мы право осуждать других людей? Именно над этой проблемой и рассуждает Юрий Иванович Чичев в предложенном фрагменте текста. В попытке ответить на данный вопрос автор рассказывает читателям воспоминания из детства героя-рассказчика, которое пришлось на голодные послевоенные годы. К тетя Нине, его соседке, привезли племянника, Шурку Гусева. Сестра тети Нины сделала это вовсе не из-за собственной прихоти — того требовали жизненные обстоятельства того времени, ведь в “полуголодной деревне”, где Шурка ”долго не видел сливок”, мальчику приходилось отнюдь не сладко. В силу своей юношеской неопытности герой-рассказчик не осознавал всего этого, и когда он увидел, как проходит завтрак в доме Аносовых и что “дочке намазывался белый хлеб густогусто. Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько”, то возмутился было такой несправедливости. Однако, поведав о своем открытии домашним, мальчик был крайне удивлён реакции матери, которая назвала тетю Нину не жадной, а несчастной бедняжкой. Конечно, он ведь не знал, что, возможно, семья Аносовых сама испытывает лишения, а тетя Нина делает все возможное, чтобы прокормить не только свою дочь, но и племянника, однако эта неосведомленность, к сожалению, не помешала герою осудить женщину. Герой-рассказчик осознал несправедливость своих действий лишь тогда, когда на собственном опыте столкнулся с похожей ситуацией. Когда к Шурке Гусеву приехал брат, Ванька, он “записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою [героя-рассказчика] дружбу с Шуркой”. Мальчики “стали такими неразлучными, что задание по физике — построить электромоторчики — решили выполнить сообща”, а моторчик главному герою решили сделать первым. Домашнее задание было выполнено на отлично, ведь друзья работали усердно, старались, поэтому и моторчик был “образцовый”. Автор отмечает, что, когда пришел черед делать домашнее задание для Вани, герой-рассказчик “всячески отлынивал”, “работал нехотя, спустя рукава”. Учитель поставил Ване пятерку, но моторчик был “аляповатый, неизящный”. Тогда-то мальчик и понял, как несправедлив он был, осуждая тетю Нину, ведь и сам он отнюдь неидеален. Сопоставляя данные примеры, Юрий Иванович Чичев обращает внимание читателей на то, как менялось отношение героя-рассказчика к своим действиям с течением жизни, даже спустя много лет ему было “стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод”. Позиция писателя выражена вполне убедительно. У нас нет нравственного права осуждать окружающих, ведь мы сами несовершенны и достойны осуждения. Не зная, как живёт человек, о чем он думает и что движет его действиями, крайне малодушно делать какие-либо выводы о нём. Я полностью согласна с автором. В жизни каждого из нас можно найти хотя бы один поступок, которого мы стыдимся, однако это не дает людям право нас этим попрекать. Порой люди так жестоки в своих суждениях, что забывают свою человеческую, а не животную природу. В рассказе А. Платонова “Юшка” жители деревни относились к Юшке с пренебрежением, недолюбливали его без явных на то причин. Однако главного героя это вовсе не расстраивало-он считал, что все люди добры, “просто сердце у них слепое”. Жизнь его закончилась крайне трагично: мужчину убил односельчанин. После его смерти в деревню приехала дочь Юшки, которую он приютил и которой, как оказалось, всю свою жизнь отсылал все свои деньги, чтобы та смогла выучиться на врача. Так, мужчина, который подвергался многочисленным насмешкам из-за его образа жизни, одежды, речи, оказался гораздо более высоконравственен чем все его обидчики. Таким образом, никто из нас не имеет морального права осуждать окружающих, ведь у всех есть как достоинства, так и недостатки. Нужно относиться к людям добрее и терпимее. Обновлено: Опубликовал(а): nn77 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|