|
Своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (ЕГЭ по литературе)«Вишнёвый сад» — последняя пьеса, написанная А. П. Чеховым. В ней автор совместил те новаторские приемы, которые он использовал в драматических произведениях, написанных ранее: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» — эти творения были созданы уже для нового театра, заменившего собой традиционный с его Грибоедовым, Гоголем, Островским и другими талантливейшими драматургами своего времени. Так почему же чеховским пьесам, в частности «Вишнёвому саду», произведению, не обладающему никаким особенным сюжетом, суждено было стать одной из самых популярных пьес, как в России, так и на Западе? В чем заключается своеобразие конфликта этой удивительной драмы, написанной не менее удивительным человеком? Первой и, пожалуй, главной особенностью конфликта в «Вишнёвом саде» является его отсутствие в сюжете произведения. Подобный прием весьма характерен для драматургии Чехова, которому важно было показать жизнь обыкновенных людей через призму повседневности, тем самым приблизив персонажа к читателю или зрителю. В 1904 году, когда была написана пьеса, общество отчаянно нуждалось в новом взгляде на происходящее в мире, в новой литературе, новом театре, слишком приелись ему представления, в которых каждые пять минут происходит столько необыкновенных событий, сколько у некоторых за всю жизнь не бывает. Чеховское же произведение полностью реалистично, даже в некоторой степени автобиографично, и главное здесь не сюжет, а мысли и чувства героев, их реакция на те или иные повороты судьбы, недаром автор использует огромное количество ремарок, которые, к сожалению, не всегда воспроизводятся господами актерами должным образом. В пьесе есть два сюжета один внутренний, другой внешний, причем главным является не внешний, построенный вполне себе традиционно, а внутренний, в котором и заключен истинный конфликт произведения. Ещё одной довольно значительной, новаторской чертой «Вишнёвого сада», является отсутствие в нем деления на положительных и отрицательных героев, что делает героев парадоксальными и непредсказуемыми. Еще со времен Ломоносова это разделение было принято и не оспаривалось драматургами даже и после отхода от традиций классицизма. Чехов отходит от этого негласного правила, делая своих героев просто людьми, причем людьми несчастными, имеющими свои страсти. Хорошей иллюстрацией этой особенности конфликта пьесы, является монолог Гаева, в котором он характеризует свою сестру Любовь Андреевну Раневскую: «она хорошая, добрая, славная…, но всё же надо сознаться, она порочна…». Здесь нет главных и второстепенных лиц, автору важны и интересны все герои, каждый из них выполняет определенную смысловую роль. Ему не интересны столько поступки, или слова персонажа, сколько проявление настроения героя. Интересно, что в некоторых сценах действующие лица произносят реплики, казалось бы совершенно не связанные между собой по смыслу, однако и в этом прослеживается авторский замысел, желание обнажить психологическую природу происходящего. Конфликт «Вишнёвого сада» скрыт в «подводном течении» пьесы — подтексте. Герои не могут напрямую говорить о своих чувствах, но мы улавливаем их отголоски в поведении, репликах «невпопад», ремарках, даже в шутках персонажей. Так, Лопахин, увидев, как Варя, расстроена бесполезными тратами Любовь Андреевны, говорит «Охмелия, иди в монастырь…» и, зная контекст, понимая, что он — возможный жених героини, мы осознаем, что никогда «не быть» этой свадьбе, что у провинциального Гамлета уже есть ответ на вечный вопрос. Еще одной, весьма любопытно чертой чеховской пьесы является время. Причем многие современники автора отмечали, что оно – «главное невидимо действующее лицо». Даты в произведении расставлены с завидной аккуратностью, герои постоянно говорят о прошлом, куда-нибудь спешат или мечтают о будущем. Время играет довольно важную роль и в «подводном течении» «Вишнёвого сада», оно выделяет три категории персонажей, относящихся к разным эпохам, намечая извечный конфликт «отцов и детей». Несоответствие, пожалуй, вот слово, которым можно обозначить причину того, что основной конфликт пьесы А. П. Чехова выделить очень сложно. Все произведение построено на несоответствиях, начиная с реплик «невпопад», кончая разрывом между душевными потребностями и окружающей действительностью. Герои не совпали со временем, в котором они живут и в этом их главная трагедия и это рассуждение приводит нас к тому, что то, что мешает определить основной конфликт «Вишнёвого сада», одновременно является ключом к его пониманию. Новаторство Чехова, глубина его размышлений, современность и филигранная тонкость каждой детали делает его последнюю пьесу истинным шедевром, выгодно отличающимся от других не менее талантливых творений. Обновлено: Опубликовал(а): SERIOUSMARIA Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|