|
8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова? 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чем их можно сопоставить с толстовским героем? (ЕГЭ по литературе)8. В данном фрагменте мы видим явные противоречия в душе Николая Ростова. С одной стороны, он переживает, об этом свидетельствует внутренний монолог героя и эпитет «мучительная». Герой испытывает это чувство, так как не понимает, для чего была нужна кровопролитная война, которая принесла тысячи смертей, если в итоге Александр I жмет руку Наполеону, это доказывает риторический вопрос «Для чего же нужны оторванные руки, ноги, убитые люди?». Он испытывает неприязнь к Бонапарту, это подтверждает портрет императора, который противопоставлен смертям и больничному запаху мертвого тела: «самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой». Но с другой стороны, Николай, прежде беспрекословно восхищавшийся императором, пытается защитить государя. Поэтому мы видим эмоциональность героя, выраженную в риторических восклицаниях: «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!» и психологизме «ударяя по столу, кричал». Также он пытается убедить самого себя в том, что Александру I стоит верить, как Богу, и без сомнений выполнять его приказания: «Умирать велят нам — так умирать», «не слушал». Таким образом, противоречия в душе Николая Ростова заключаются в непонимании смысла кровопролитной войны и действий государей, а также в столкновении рациональности и эмоциональности.
9. Часто в произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или в тургеневских «Отцах и детях». Достоевский в произведении показывает внутреннюю противоречивость главного героя. Раскольников, как и Николай Ростов, не понимает, каких убеждений стоит придерживаться в жизни. С одной стороны, он уверен в действительности своей теории и относит себя к «право имеющим», но с другой, понимает, что он «тварь дрожащая». Николай тоже не знает: придерживаться чувств или рациональности. Также оба героя глубоко переживают из-за своих сомнений: так, Раскольников бредит (сцена, в которой ему показалось, что хозяйку дома бьют), нервничает (разговоры с Порфирием), а Николай во внутреннем монологе пытается найти истину, его переживания подчеркивает эпитет «мучительная». Однако если Раскольникова мучает лишь его судьба и теория, то Ростов думает, прежде всего, об окружающих: это доказывает риторический вопрос «Для чего же нужны оторванные руки, ноги, убитые люди?». Другой пример, произведение Тургенева «Отцы и дети». Базаров, как и Николай, вдруг понимает, что его прежние убеждения могут быть неверны. Изначально персонаж отрицал любые проявления чувств, искусство, природу, но, например, после отказа Анны Сергеевны он идет в лес к дереву, чтобы уединиться с природой. Так и Ростов, вопреки своим прежним убеждениям и беспрекословному восхищению императором, возмущен миром между Александром I и Наполеоном. Также оба героя ввиду своих сомнений проявляют себя эмоционально. Вспомним сцену, в которой Базаров признается Одинцовой в любви: он мучается из-за своей «слабости», об этом говорит психологизм «им овладела страсть, похожая на злобу». Николай же, пытаясь убедить самого себя в правоте кумира, стучит по столу рукой и кричит: риторические восклицания «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!». Однако если Ростов всегда выбирает чувства (например, сцена с отцом, в которой он расплакался), то Базаров, наоборот, всю жизнь отдавал предпочтение рациональности и лишь в конце романа он отказывается от нигилизма. Таким образом, авторы русской литературы часто в произведениях описывают душевные противоречия и мучительные сомнения героев. Обновлено: Опубликовал(а): Ольга Овчинникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|