|
Протест писателя против равнодушия и бездействия в рассказе «Человек в футляре» (Чехов А. П.)А. П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» создаёт образ человека, который полностью отгородился от окружающих его людей, от самой жизни, да и от самого себя. Замкнувшись в собственную скорлупу, учитель гимназии Беликов выглядит даже внешне странно и неприглядно. «Калоши, зонтик, теплое пальто» — вот его неизменные атрибуты в любую погоду. Примечательны темные очки, уши, заткнутые ватой, поднятый воротник. Такое чувство, что он от кого-то прячется. Все его вещи тоже в чехлах: часы, зонтик, перочинный нож. Он окружил себя оболочкой, отгородился от людей и от жизни полностью. Даже мысль прятал в футляр. Слово «запрет» было его любимым словом. А вот разрешение было чревато непредсказуемыми последствиями. Его пугала мысль: «Как бы чего не вышло». Поэтому лучше запретить кафе, Петрова и Егорова исключить из гимназии и жить размеренной жизнью: ведь так проще. Бездействие и равнодушие — спасательные круги Беликова. Отношения героя с окружающими складывалось, исходя из его футлярных соображений: он ходил к коллегам в гости с целью «поддерживать добрые отношения с товарищами». Беликов просто изводил всех своим молчаливым присутствием. Конечно, его не любили и даже боялись все: и учителя, и директор, и жители города. Атмосфера в училище была тягостной. Это подметил новый учитель географии Коваленко, приехавший в город со своей сестрой, веселой, шумной хохотушкой. Варенька Коваленко была столь восхитительна, что очаровала всех. И Беликов тоже обратил на нее внимание. Подстрекаемый всем учительским коллективом, он даже собрался жениться. И, хотя «голова у Беликова закружилась», он всё-таки «решил подумать, взвесить все», чтобы «как бы чего не вышло». Но разве может любить человек, который в любую погоду ходит в калошах и пальто на вате, а спит под пологом. Это же страшный эгоист, который оберегает себя. Он счастье видит только в своей «футлярности». Он не готов к жизни вообще, тем более с другим человеком. Какая уж тут любовь! Он просто на нее неспособен. Развязка естественна. Беликов ошарашен, когда увидел Вареньку на велосипеде. «Он из зеленого стал белым", "он оцепенел». Это же просто верх неприличия — женщина на велосипеде. Объяснение с Михаилом Саввичем Коваленко закончилось скандалом. Честный и прямой Коваленко назвал Беликова фискалом и спустил с лестницы к ногам хохотушки Вареньки – так случайно получилось. Беликов от таких потрясений слег в постель и умер. Кончилась никчемная жизнь. В гробу-футляре, под надежной оболочкой смерти, он даже улыбался. Чему радовался покойник? Тому, что достиг идеала — теперь-то он полностью отрезал себя от людей, от жизни. Он и при жизни-то не жил. И неслучайно, что в гимназии он преподавал мертвый, никому ненужный язык — греческий. В училище после смерти Беликова все облегченно вздохнули, Но, с грустью сообщает рассказчик Буркин, жизнь не стала лучше: она текла «такая же суровая, утомительная и бестолковая». Оказывается людей в футлярах немало. Слушавший же историю про Беликова Иван Иванович замечает, что город «с его духотой, теснотой, ненужными бумагами, игрой в винт» — это тоже футляр. Равнодушие, бездействие стали отличительной чертой большинства людей. «А это опасно», — слышим мы голос автора. Чехов напоминал своим современникам, что жить нужно полноценной жизнью, необходимо вырываться из атмосферы пошлости. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|