|
Вы здесь: Критика24.ру › Уроки по литературе
Зачем же читателю-подростку иметь представление о теории литературы? (Уроки по литературе)Прежде чем ответить на вопрос — «Зачем читателю-подростку иметь представление о теории литературы?», вспомним, что такое теория литературы, какие функции она выполняет и для чего нужна в целом.
Теория литературы направлена на изучение читательского опыта (19 в. — стремление научить читать). Читатели совершили переход текста из нелитературы в литературу («Речи Цицерона» изучались в школе как образец красивой речи). Теория литературы описывает процессы оформления состава литературы (кто и что в литературе), а также способ понимания конкретного текста. Теория литературы помогает различать тексты, которые в свою очередь являются неоднородными (например, слияние прозы и поэзии); различать факты от интерпретации. Теория литературы помогает увидеть разные социальные программы в разных персонажах (например, романы Достоевского, где почти каждый персонаж является идеологом). Теория литературы является наиболее концептуально-формулированной методикой читательского опыта (через текущие бытовые словесные обмены мнениями, в которых более или менее ясно проявляются теоретические идеи). Также, можно сказать о технологии «умного нечтения» (П. Байяр «Как говорить о нечитанных книгах?»), когда вдруг не дочитал или вовсе не прочитал, достаточно знать общую структуру произведения, как устроена эта книга (грубо говоря, на какой книжной полке она лежит — детективы, фэнтези и др.). Получается, что нечитатель уподобляется теоретику, так как он должен думать об общем устройстве литературы.
Сегодняшний читатель становится критиком, а не просто пассивным потребителем произведений литературы. Поэтому зная теорию литературы, мы можем критически оценивать то или иное произведение. А если мы умеем критически оценивать литературное произведение, то можем критически оценить и мир, который окружает нас. Мы становимся умнее, мы учимся мыслить. А научить мыслить необходимо любого человека. Одним из средств такого научения как раз может оказаться литература: через литературу, через её понимание на профессиональном уровне (пусть даже базовом уровне, которого уже достаточно, как говорил Сергей Зенкин).
Но, также, существует и некоторый спор между литературой и собственно теорией: литература может обманывать теорию, — принимать в своем развитии такие формы, которые теория не предусматривала (традиционная теория — рассмотрение жанров литературы, современная литература — всё больше отказывается от системы жанров, она пишет все более сложные тексты, каждый из которых сам по себе жанр), — жанры не исчезают совсем, они уходят на другой уровень — массовый. Теория литературы занимает положение неугомонного оппонента по отношению к современной литературе, которая в свою очередь сопротивляется. Теория — не руководство к действию (писать по теории), её можно обыграть по-разному. Так, теория литературы неизбежно становится литературным феноменом.
Таким образом, можно сказать, что обучая подростка теории литературы, мы включаем его в литературную жизнь, делаем из читателя профессионала, а понимание того, на каком уровне ты читаешь текст, может вызвать у читателя некоторое ощущение личного успеха, что немаловажно, например, для методики преподавания литературы (как и любого другого предмета).
На лекциях по теории литературы мы проходили всю историю становления Литературы (что было до неё, когда она собственно возникла и как она жила и живет сейчас): от эпохи синкретизма до наших времен. Благодаря полученным знаниям, мы стали глубже видеть и понимать литературное произведение, тексты, да и мир в целом. Мы стали обращать внимание на те вещи, на которые мы не обращали внимания, например, в начальных курсах. Мы начали понимать определенную закономерность устройства произведения и мира в целом. Мы научились видеть, зреть в корень. Мы увидели то, что, грубо говоря, «стоит за симулякрами», которые заслоняют наше видение. Даже можно сказать, что мы пришли к некоей истине. Лично для меня это было открытием. И как раз это самое открытие я бы хотела передать своим ученикам, чтобы они так же, как и я, посмотрели на художественное произведение и на мир в целом — новым, свежим взглядом, — почувствовать, что, как говорится, «мир уже не станет прежним».
Например, видеть почти в каждом художественном тексте и мире элементы обряда. Я думаю, если это было интересно нам, студентам-филологам, то школьникам будет в новинку узнать, выявить в, привычных нам, текстах обрядовые начала. Тогда ученики по-новому посмотрели бы на, казалось, уже «обсмотренное» отовсюду, с разных углов, произведение. У них бы проснулся исследовательский интерес. Я думаю, ученики даже захотели бы найти эту особенность и в других произведениях, следствием чего мог бы
быть рост чтения, хотя бы в классе, хотя бы с одним учителем, в одной школе.
Но самое главное, как мне кажется, теория литературы позволила бы научить учеников видеть произведение (а отсюда и мир) целостно. Ведь и задача искусства в целом заключается в том, чтобы увидеть мир как некая целостность, охватить весь мир в целом. Читая то или иное литературное произведение, ученик смог бы обращать внимание не только на какой-то отдельный аспект литературы, но смог бы обращаться и к другим её аспектам, сопоставляя их друг с другом. Например, видеть не только интересный увлекательный сюжет, а затем интерпретировать его, но также видеть жанр произведения, видеть его автора, уметь различать автора и повествователя, — иначе говоря, попытаться понять произведение в целом, рассматривая его с разных сторон. Как нас учила Т. В. Журчева, начинать анализ произведения можно с любого аспекта — жанра, героя, автора и его биографии, заглавия и т. д., зная эти аспекты (чему может научить как раз теория литературы), можно прийти к пониманию произведения, к некоей истине. Поэтому и важно знать теорию литературы всем тем, кто так или иначе заинтересован в Литературе, ведь это знание может поднять тебя до статуса «продвинутый читатель». Обновлено: Опубликовал(а): Юшин Николай Дмитриевич Внимание! Спасибо за внимание.
|
|