|
В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)Во многих произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности. Обратим внимание на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мармеладов изображается опустившимся, утратившим человеческое достоинство отставным чиновником. Равно как Актёр, герой Ф. М. Достоевского находит утешение, спасение от мук совести и постоянных унижений в алкоголе. Так, «от постоянного пьянства» лицо Мармеладова становится «желтым, даже зеленоватым». Оба персонажа осознают безысходность положения, упрекают себя в бессилии, нежелании начать новую жизнь: «Пропил я душу, старик… Кончен я...», /«Я прирожденный скот… меня распять надо...». Для Мармеладова и Актёра смерть — единственное избавление от мук. Так, из-за крайней нищеты, пьянства герои Ф. М. Достоевского и М. Горького духовно деградируют, превращаясь в беспомощных, униженных людей, не способных исправить собственную жизнь. Однако, если смерть Мармеладова можно назвать случайной, потому что он «Сам, пьяный, под лошадей полез…», то Актёр осознанно совершает самоубийство, теряя надежду излечиться и выбраться со «дна»: «повесился…на пустыре…» Также тема духовного оскудения личности находит отражение в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Равно Актёру у Дмитрия Старцева при столкновении с пошлым обществом пропадают мечты и устремления, а природные задатки остаются невостребованными: «…огонёк в душе погас…». Так, чеховский герой из амбициозного врача превращается в типичного закостенелого обывателя, у которого страсть к наживе становится смыслом жизни: «…вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием». Жизнь, до которой себя доводят Старцев и Актёр, бессмысленна и лишена «высшей цели». Так, персонаж Чехова ничем не интересуется и превращается в «мертвую душу», а горьковский герой забывает любимое стихотворение, теряя последнюю связь с счастливым прошлым: «Ничего не помню... ни слова... не помню». Однако, в отличие от Старцева, который при душевном оскудении находит новый смысл жизни в денежном накопительстве, Актёр отчаивается окончательно и решается на самоубийство. Таким образом, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Горький в произведениях показывают духовное оскудение личности. Мармеладов, Дмитрий Старцев, Актёр отказываются от собственных принципов, идеалов, целей под влиянием общества, превращаясь в безвольных, пошлых людей. Они уже не могут подняться «со дна» не только жизни, но и души. Обновлено: Опубликовал(а): Ali_Hel Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|