|
Своеобразие конфликта в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Литература минувших веков оставила нам неоценимое культурное наследие — в прозе и стихах. В свою очередь оно запечатлелось в нашем сознании, нашло отголоски в наших помыслах… Однако не всё написанное можно назвать частью наследия, не всё прочитанное остаётся в душе навсегда. Бесспорна уникальность романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман необычен сюжетом, персонажами, идеей и конфликтом. Именно о последнем и пойдёт речь. Любая история строится на конфликте — это аксиома. Но нельзя воспринимать её в узком смысле: как драку, войну или нечто подобное. Конфликт — отсутствие согласия, т. е. разногласие, неимение однозначного и единого верного ответа на поставленный вопрос. Из курса обществознания мы знаем, что социальные конфликты можно условно разделить на виды по количеству участников и составу противоборствующих сторон. Иное произведение может содержать в себе сразу несколько разных видов, подвидов и в целом классификаций. Например, в небезызвестных «Бесах» Ф. М. Достоевского можно отыскать философский, любовный, социально-бытовой и психологический конфликт — и это лишь верхушка айсберга... Примером межгруппового конфликта может послужить «Капитанская дочка» — по разные стороны баррикад А. С. Пушкиным ставятся пугачёвцы и консерваторы. Межличностное противостояние сложно не заметить в спорах Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в «Отцах и детях» И. С. Тургенева. Переходным звеном между этими типами может выступать борьба одного против всех, человек, противостоящий окружающему его обществу. В литературе это изображено в «Идиоте» Ф. М. Достоевского и «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Уникальным я считаю внутриличностный конфликт, который является основополагающим в рассматриваемом романе. Название говорит само за себя — это разногласие внутри одной личности, борьба человека самого с собой. Это самый непростой конфликт — его сложно распознать, предотвратить и описать. Несмотря на скорое написание романа в силу сложившихся жизненных обстоятельств, Достоевский вынашивал идею этого произведения много лет. Мы часто слышим, что актёры вынуждены вживаться в свою роль, лезть под кожу созданного персонажа, но гораздо реже мелькает мысль о том, что этот персонаж был однажды кем-то создан и каких сил стоило это его творцу! Отметим, что герои, созданные Достоевским, не так уж и просты для анализа… Уникальность конфликта выражена не только в самом факте борьбы, но и в её неоднозначности, несостоятельности объективной оценки и персонажа, и действия, и морали и идеи в целом. Как было сказано выше, одно произведение не ограничивается одним конфликтом. Легко проследить межличностный конфликт Порфирия Петровича и Раскольникова — следователя и убийцы. Это стандартная связь в любом детективе. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы написал незамысловатый детективный роман! Детектив здесь — это каркас для основной идеи. Удивительно, но сюжет в каком-то роде уходит на второй план, первенство занимает человеческая психология — психология заблудившегося убийцы. Стоит отметить, что больше и чаще в литературе рассматриваются конфликты, в которых не менее двух участников — их проще описать и проще понять читателю как человеку, с подобным мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Но вот конфликт внутри личности — нечто особенное, на уровень глубже и сложнее и в понимании, и в разрешении. Очевидно, что конфликт в этом романе, каков бы он ни был, базируется на Раскольникове. В нём на протяжении всего произведения разрастается тяжелейшая борьба — не столь до злосчастного убийства старухи-проценщицы, сколь после него. Он с усильем переносил душевные терзания, поглотившие его с головой, вплоть до болезни и физических истязаний. Когда он никак не мог определиться, решиться воплотить свой план в жизнь, Родион не мог и представить, во что превратится его жизнь. Конечно, нет полного права судить, в какое русло ушла бы его жизнь, откажись он от своей безумной затеи. Дело в том, что метание между злосчастными «да» и «нет» оказалось крошкой, незначимой суетой в сравнении с тем, что поджидало в будущем. Продолжая аргументировать уникальность конфликта в романе, хочется вспомнить, что есть здесь и некая провокация — то, что толкнуло Родиона на убийство. Нельзя сказать наверняка, что стало последней каплей, но вот отправной точкой можно назвать Петербург. Та среда, в которой он жил — душный город, пыльные улицы и квартиры, более похожие на гробы, как верно подметила Пульхерия Александровна, предвосхищает создание теории Раскольникова. Продвинуло её раскрытие и то состояние, которое нужными словами описал однажды Мармеладов — когда человеку некуда и не к кому пойти. Всё это вкупе с глубокими рассуждениями молодого студента о делении всего общества на людей «обыкновенных» и «необыкновенных» толкает героя на преступление. Это была проверка, переход от теории к практике. Родион пытался таким образом понять, «тварь он дрожащая или право имеет», принимая старуху и людей в целом за вошь, выясняя, кем является сам. Как известно, его теория с крахом обвалилась, а единожды совершённое преступление повлекло за собой и другие. Родион страдал не только от угрызений совести — получалось так, что, по его собственной теории, он не личность, он не «необыкновенный», которому, следуя статье, позволено большее. Порфирий точно подметил его психологию, когда рецензировал ту самую статью, опубликованную удивительным образом в газете, в которую сам автор её никогда и не приносил. Удивительным образом — но ни в коем случае не случайным! Он заявил, что Раскольников, работая над статьёй, непременно причислял себя именно к «необыкновенным». Так, впрочем, поступил бы и любой другой человек, ведь для других мы всегда ищем правил, а для себя — исключений. Так и Родион Романович пытался успокоить себя тем, что «…не человека убил, а принцип убил!..», в то время как совесть и разум вторили обратное. Сны Раскольникова также сыграли роль в разрешении внутренней борьбы героя — они поэтапно представляют освобождение его разума от нечеловечной теории. Сон о смерти лошади показывает безобразие мира. Сон о воскресшей мёртвой старухе по мотиву пушкинской «Пиковой дамы» изображает неправоту героя, крах его теории. Болезнь в последнем его сне символизирует его самого — безумные крепче остальных верят в то, что они здоровы. Постепенно Раскольников стал осознавать, как не соответственны цели и средства её достижения. Он искал спасения, раскаяния, оправдываясь перед самим собой от бессилия, но всё держал в себе, копил душевные тяготы — ведь ему совершенно некуда пойти... Спасительным лучиком света в его тёмном царстве стала Соня. Окончательное же раскаяние произошло уже на каторге — после всех страданий, перенесённых «бедным убийцей». А после началась новая жизнь… Этим Достоевский показывает, что именно мучением и страданием человек искупает свои грехи. Поэтому во времена невзгод следует спрашивать у Бога не «За что?», а «Для чего?». Для чего дано новое испытание? Как бы ни было тяжело, всё делается для спасения души. Мастерство Ф. М. Достоевского заключается ещё и в том, что правильно выстроенная композиция произведения позволяет читателю самому чувствовать персонажа, даже страдать вместе с ним – пережить его судьбу. Всё это постепенно приводит к пробуждению души, осознанию ошибок, переосмыслению принципов, раскаянию и, в конечном итоге, счастью. Так решился сложнейший внутриличностный конфликт Раскольникова Родиона Романовича, а вместе с тем и другие конфликты, выявленные в романе. Именно так, путём самоистязаний и мучений он пришёл к истине. Одни люди спровоцировали его на убийство, другие помогли одуматься. Одна среда погубила его, иная смогла воскресить. Внешние страдания привели его в заблуждение, душевные страдания расставили всё по местам. Достоевский, как и всегда, точно и тонко устремляет взгляд читателя на глобальные человеческие проблемы, ища их истоки в самих людях, их душах и мыслях. Конфликт романа «Преступление и наказание» не сказочная история отдельно взятого человека. Это общечеловеческий конфликт, который нельзя обойти стороной. Писателю удалось потрясающе точно описать мотивы преступника, его поведение и затем терзания — он прекрасно чувствует людей и знает человеческую натуру, ни одна малейшая деталь не скрылась от его зоркого глаза. В этом романе всё собралось воедино — уникальный конфликт раскрыт с самых неожиданных сторон пером талантливого автора, и он стал настоящим достоянием мировой литературы. Обновлено: Опубликовал(а): АРДЕР Внимание! Спасибо за внимание.
|
|