|
Психология в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Сознание Раскольникова раскрывается во внутренних его монологах, т. е. в прямой психологической характеристике. На протяжении всего романа герой поглощен своей идеей, ведет постоянный спор с самим собой, почти не замечая того, что происходит в окружающем его мире. Лишь изредка он, как бы пробуждаясь от грез, пристально всматривается в случайно встреченные им лица. Внимательно выслушивает исповедь Мармеладова, изучает, как ученый-естественник, быт его семьи, а затем вновь погружается в свою теорию, сопоставляя полученные им сведения о реальном мире с теми теоретическими выводами, к которым пришел во время тягостных раздумий о судьбах мира.
Непрерывные внутренние искания героя автор сопровождает своими комментариями, где рассказывает о предшествующих тому или иному выводу событиях из прошлого героя, поясняет, как именно герой пришел к данному выводу. Так, повествуя в начале романа о первом приближении Раскольникова к теории об особом предназначении великой личности, детально разработанной позднее, автор упоминает о произошедшей за полтора месяца до описываемых событий встрече героя со старухой-процентщицей, о случайно подслушанном им в трактире разговоре между студентом и офицером. Раскольников поражен тем, насколько совпали его собственные, еще не ясные ему самому до конца мысли с рассуждениями его сверстников: что значит жизнь зловредной старухи в сравнении с теми благодеяниями, которые могут быть совершены на ее деньги?
Психологические характеристики в романе «Преступление и наказание» даны в сгущенном, концентрированном виде; в них раскрывается в полной мере весь сложный комплекс чувств и мыслей, переживаемых героем в ситуации, находящейся за пределами реальных жизненных обстоятельств.
Находясь в состоянии истерической взволнованности, Катерина Мармеладова обнаруживает все, что таится в глубинах ее истерзанной души, включая подсознательные ее движения. На грани нервного срыва находятся почти все герои романа Достоевского, в каждом из которых, в большей или меньшей степени, есть трагическая раздвоенность души, находящейся на грани между добром и злом.
Одним из традиционных средств раскрытия внутреннего мира героев в литературном произведении является пейзаж. В романе Достоевского пейзаж занимает сравнительно скромное место, но созданный им образ Петербурга — «города полусумасшедших», по определению Свидригайлова, является не только фоном, средой обитания героев, но и предпосылкой появления человеконенавистнических теорий, какой и является философия Раскольникова.
Создавая городские пейзажи в романе, автор стирает грань между кошмаром и действительностью, сном и явью. В этом призрачном мире само преступление, совершенное Раскольниковым с невероятной для него жестокостью, предстает не как реальное событие, но как продолжение кошмара, мучившего героя. Продвигаясь по городу грязными улицами, герой не находит ничего светлого, ясного в окружающем его мире, — того, что смогло бы разрушить его пессимистические представления о людях, о жизни вообще. Также неприглядны интерьеры, в которых обитают герои романа. Герой лишен возможности выбраться на простор, как не способен он освободиться от выдуманной им теории.
Так, используя разные приемы и средства, Достоевский показывает, как легко человеку предать нравственные идеалы и как трудно вновь обрести их. На протяжении всего романа герой испытывает страшные муки совести, пытаясь заглушить в себе пробуждающееся, несмотря ни на что, чувство сострадания и любви к человеку, которое, в итоге, одерживает победу над злыми началами в его душе. Обновлено: Опубликовал(а): Владислава Авдеева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|