|
В. Амбарцумян: «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (ЕГЭ обществознание)В своём высказывании В. Амбарцумян рассуждает о роли и соотношении эмпирического и теоретического уровней познания в процессе получения человеком научного знания. Основная идея автора цитаты в том, что эмпирический и теоретический уровни познания тесно взаимосвязаны: эмпирическим путём человек получает научные факты, а затем на теоретическом уровне даёт объяснения этим фактам, при этом обобщая их. Для продолжения раскрытия идеи, поднятой автором, необходимо обратиться к теории. Эмпирическое познание - это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. То есть, эмпирический уровень познания включает в себя как чувственное, так и рациональное познание. Чувственное познание основано на работе органов чувств человека (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния) и проявляется в трёх формах: ощущении, восприятии и представлении. Рациональное познание упорядочивает данные, полученные с помощью органов чувств, и осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Методами эмпирического познания являются наблюдение, сравнение и эксперимент, а его результатом — эмпирический факт. Приведу пример эмпирического исследования объекта. Таким примером может служить эксперимент над собакой русского физиолога И. П. Павлова, проведённый с целью изучения рефлексов животных. Сначала Павлов подавал собаке световой сигнал и корм одновременно, а после этого ограничился подачей сигнала. Было замечено, что у собаки со временем начинает выделяться слюна даже в том случае, когда корм после светового сигнала она не получает. Таким образом, эмпирическим путём был получен научный факт, этот факт в дальнейшем был подвергнут исследованию на теоретическом уровне познания. Теоретическое познание — высший этап процесса научного познания, на котором преобладает рациональный компонент, а чувственный компонент становится подчиненным. На теоретическом уровне познания субъект познания использует абстрактное мышление. С его помощью изучается суть вещей, процессов, устанавливаются причинно-следственные связи. На теоретическом уровне происходит объяснение фактов и закономерностей, выявленных на эмпирическом уровне познания, их обобщение, формулирование принципов и законов. Методами теоретического познания являются: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция. Результатом теоретического познания может быть выдвижение гипотезы, создание научного закона или теории, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов. Приведу пример теоретического познания, который получен мной из новости современного СМИ. Группа итальянских астрономов, проанализировав космологические данные с телескопа "Планк", пришла к выводу, что Вселенная имеет форму кольца. Таким образом, на основе эмпирических фактов, полученных посредством наблюдений за небом через телескоп, учёные, используя методы теоретического познания (формализация, анализ, синтез) выдвинули гипотезу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эмпирический и теоретический уровни познания являются неотъемлемыми частями научного познания и взаимодополняют друг друга. Эмпирическое познание даёт частные знания, то есть знания об отдельных фактах, а теоретическое познание создаёт обобщения из всех этих отдельных фактов и получает, таким образом, обобщённые знания в виде гипотез и теорий. Обновлено: Опубликовал(а): Кирилл Гайдаш Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|