|
Характеристика образа Бэлы по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)Первый женский образ, встречающийся в романе — образ Бэлы. Это абсолютно чистое, наивное, детское создание, которое так неосторожно и так жестоко губит главный герой. Бэла — «девушка лет шестнадцати», дочь «старого мирного князя», которая поражает окружающих своей красотой. Да и не только ей: «Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом — чудо!» — говорит о своей сестре Азамат. Природа одарила Бэлу дивной внешностью, талантами и чуткой душой. Последняя даст ей испытать не только великое счастье любви, но и горькие страдания. Стыдливость, покорность, нежность вот черты, характеризующие любую девушку из племени горцев; то же относится и к героине. Когда она в первый раз увидела Печорина, её захлестнула волна чувств, которых она давно ждала. Но в то время как Григорий Александрович «не сводит глаз» с прелестной черкешенки, она лишь «частенько исподлобья на него посматривала». Как все кавказские девушки, она воспитана строго, её приучили быть скромной и тихой. Очень долго Бэла не поддаётся на уговоры Печорина. Даже «батарея» шелков и парчи, подаренная ей Григорием Александровичем, не заставляет её согласиться на упрашивания героя. «Вы черкешенок не знаете, они по-другому воспитаны», — предупреждает приятеля Максим Максимыч. Бэлу не удаётся купить за «цветные тряпички», как можно было бы сделать со многими другими молоденькими девушками. Для того чтобы заполучить сердце юной красавицы, Печорину приходится разыграть драматичную сцену. Ему удаётся сыграть на чувствах Бэлы. Этот эпизод подчёркивает глубину её переживаний и любви к Печорину. Всю жизнь девушка прожила в ауле, сокрытая от лишних глаз и вместе с тем не имеющая возможности сама разглядеть что-либо стоящее. Она прекрасно обучилась искусству и рукоделию, и, может быть, ей даже нравятся эти нехитрые занятия. Но её натура просит большего — она просит пылких страстей; ей хочется раскрыться. Милая, хрупкая, мало что видевшая в жизни девушка сделала любовь к Печорину смыслом своей жизни. Её психология крайне проста: пока счастлив рядом с ней её возлюбленный, счастлива и она возможности его любить. Но этому порыву предшествует внутренняя борьба: строгое следование устоям, правилам, порядочность не хотят уступать пробудившимся чувствам. С одной стороны, ей хочется быть с человеком, который с первого взгляда произвёл на неё впечатление и был выделен ею из толпы, который так красиво и нежно говорит о своих чувствах. Но стойкий стержень нравственности, который чуть ли не с младенчества укреплялся в её сознании, сопротивляется этому порыву. Девушка остаётся верна своим принципам, и только смелый и резкий поступок Печорина, всколыхнувший ей душу, заставляет её сделать выбор в пользу горячих и невероятно сильных чувств. «Мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила», — так отзывается об этой беззаветной любви Максим Максимыч. И всё же Бэла — дикарка. В ней нет гибкости и блеска ума, образованности, раскрепощённости мысли. Она живёт в крайне маленьком мире, за пределы которого не способен выйти её разум. Даже Максим Максимыч, с неприкрытой трепетностью относящийся к девушке, сочувствующий её печалям и не отрицающий её прелесть, подмечает: «из крепости видны были те же горы, что из аула, — а этим дикарям больше ничего не надобно». Жизнь подарила ей незабываемые часы. «Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках». Привыкнув к новым людям, Бэла стала раскрепощённей, свободней; тут мы и видим её настоящий характер – бойкий, весёлый, задорный. Перед нами маленькая премилая девочка, которая требует внимания и ласки, а взамен дарит собственную красоту и невыразимо глубокие чувства. Насколько сильно Бэла любила и продолжает любить Печорина, настолько глубоко и тяжело она переживает охлаждение его страсти. Безутешная красавица не знает, куда деться от своих мучений, она пытается веселиться, берёт в руки бубен — и тут же падает в слезах и отчаянии. В горной красавице не молчат княжеские корни — в ней есть чувство собственного достоинства, гордость, своенравие. В какой-то момент она заявляет: «если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..». Но стоит появиться Печорину, как от подобных чувств не остаётся ни следа. Любовь заставляет девушку покоряться, забывать об обидах и горечи; Бэла прощает всё. Она просто хочет, чтобы возлюбленный был рядом и понимает, что упрёками только оттолкнёт его от себя. А она боится быть брошенной. Героиня умирает мучительной смертью. Без ласки Печорина она стала сохнуть, как цветок без воды, опять стала молчаливой и замкнутой. Всё это уже говорит о том, что смысл жизни её утерян, и жить ей незачем. Она словно выполнила всё то, что могла бы сделать на земле, исполнила предназначенье. Смерть для Бэлы — не кара, а спасение и закономерный конец неудавшейся истории. Преддверие смерти — это время подвести итог, взвесить свои поступки, ценности, погрустить о том, что вышло не так. Что слышится в бреду Бэлы? Отец, брат, дом. Почему-то всегда близость конца рождает нас желание вернуться туда, где всё начиналось. Однако основные её мысли остаются обращены к самому главному, самому светлому в её жизни чувству, обращённому к Печорину: «она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу...». В этом человеке для неё слился целый мир, всё было посвящено ему. И мир стал мрачнеть и закрываться, когда его стало в нём меньше. Последние дни Бэлы мучительны. Жизнь расставила все точки: за те счастливые минуты, которые девушка провела с возлюбленным, ей сполна пришлось расплатиться. Она билась, металась, рвалась, затихала, снова бредила, «в груди у ней лежало раскаленное железо». Конечно, Бэла не хочет умирать. В этой жизни было столько прекрасного! Особенно — любовь. И тем безжалостнее и тяжелее кажутся эти предсмертные пытки над хрупкой маленькой девочкой, внутри которой бились большие чувства и огромное желание остаться в этом богатом, но почти непознанном ей мире. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Воронцова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|