Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов) пример (ЕГЭ обществознание)

В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей. Деятельность и способности — это два качества, которые являются наиболее важными для достижения успеха. Но что это за качества? Что наследуется и что развивается в способностях? Как овладеть своими способностями? Можно успешно выполнять что-то, не обладая соответствующими способностями за счет усердия и воли. И наоборот, неудачное исполнение деятельности не обязательно говорит об отсутствии у человека способностей.

Данное высказывание связано с ролью деятельности в процессе развития качеств личности. Смысл высказывания Б. М. Теплова состоит в том, природные задатки индивида могут превратиться в способности только в процессе соответствующей конкретной деятельности и общения, взаимодействия с обществом. Способности формируются в процессе социализации человека и развития его индивидуальности.

Обратимся к теоретическим аргументам. Ученые называют деятельностью сознательную активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. Деятельность человека отличается от поведения животных. Человек способен определять цели, планировать свою деятельность, он также может при необходимости корректировать свою деятельность. Основными видами деятельности, обеспечивающими существование человека и формирование его как личности являются общение, игра, учение и труд. В процессе социализации человек не является пассивным объектом, он активно воспринимает социальный опыт и овладевает им, превращает в собственные ценности, позиции. Во взаимодействии с людьми и деятельности развиваются социально значимые качества человека, человек меняется сам, формируется его личность. Под способностями ученые понимают индивидуальные особенности, которые обнаруживаются в быстроте и прочности овладения способами деятельности. Природной основой развития способностей являются задатки, например, музыкальный слух. Для развития способностей одних задатков мало, необходимы еще и благоприятные обстоятельства. Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, недостаточно иметь длинные пальцы и музыкальный слух, кроме этого необходимо долгие годы заниматься музыкой и оттачивать навык игры. В противном случае музыкальные задатки так и останутся задатками. Каждый человек является обладателем своего уникального набора способностей. Способность может достичь уровня таланта, высокого уровня развития способности. Наивысшим уровнем развития способностей, таланта является гениальность. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям. Гении привносят что-то исключительно важное, эпохальное в жизнь человечества. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток превращается в способность только в ходе какой-либо деятельности.

Приведем пример из истории музыки. И. Штраус родился в семье известного австрийского композитора. Двое из четырех братьев И. Штрауса тоже стали известными композиторами. Было бы неудивительно, если бы Штраус-младший стал музыкантом. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром. Однако при помощи матери Штраус-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Только после развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора. Благодаря гению И. Штрауса были созданы прекрасные вальсы и оперетты. Таким образом, если бы Штраус-младший послушался своего отца, его музыкальные задатки так бы и остались задатками, а мир не получил признанного «короля вальса».

Приведем пример из истории спорта. У. Болт — легкоатлет с Ямайки стал 8-кратным олимпийским чемпионом и 11-кратным чемпионом мира в беге на 100 и 200 метров. За время выступлений он установил восемь мировых рекордов, действующих на текущий момент. Он является единственным спортсменом, которому удалось выиграть спринтерские дистанции 100 и 200 метров на трех олимпиадах подряд. По мнению специалистов и тренеров, немаловажную роль в феномене У. Болта играет его генетика. Известный тренер по легкой атлетике, установивший мировой рекорд по прыжкам в длину в 1960-е годы, И. Тер-Ованесян говорил, что если он заберет Болта в прыжки в длину, то через несколько месяцев он у него прыгнет на 9 метров, то есть установит новый мировой рекорд. Таким образом, исключительные природные задатки

У. Болта реализовались в беге на спринтерские дистанции, а могли реализоваться в других видах спорта.

Таким образом, проанализировав теоретические аргументы и фактические примеры, можно сделать вывод, что способность не появляется из задатков сама по себе, чтобы она развилась необходимо заниматься определенной деятельностью.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.