|
«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта» (И. Кант) (ЕГЭ обществознание)
Рассмотрим проблему с теоретической точки зрения. Познание — это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов развития природы, общества, самого себя. Результатом познания является новое знание.
Наши знания могут быть получены только с помощью разума без опоры на чувства. И эмпирики, и рационалисты положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира. Современные учёные считают, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание, так как это две стороны единого процесса познания. Различие же между ними не во времени, а качественное. Чувственное познание — это низшая ступень, а рациональное познание — высшая.
Приведем пример из истории географии. В представлениях древних людей Земля была плоской. Такой вывод им подсказывало зрение. Впервые идея шарообразности была выдвинута в Древней Греции в 6 веке до н. э. Но это утверждение было не чем иным, как плодом умозрительного философствования. Обоснование идея шарообразности Земли получила в трудах Аристотеля и других философов в 4 веке до н. э. Их доводы состояли в том, что при затмении Луны земная тень имеет форму круга; при подъеме на гору кругозор расширяется; если смотреть на приближающийся со стороны моря корабль, то сначала из-за горизонта появятся мачты и только потом — корпус корабля и др. Таким образом, используя данные чувственного познания (зрения), древнегреческие философы с помощью мышления нашли доводы в пользу криволинейности земной поверхности. В 15 веке образованные люди не сомневались в том, что Земля — это шар, а кругосветное плавание Магеллана в начале 16 века навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав её шарообразность. Приведем пример из истории математики. Никто не знает, как появилось число, как первобытный человек начал считать. Из практики возникла необходимость отвечать на жизненно важные вопросы: сколько охотников пошло на охоту, сколько врагов видели в дальнем лесу и т. п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать. Наиболее простой и доступной «счетной машиной» оказались пальцы рук и ног. Сначала чисел было немного: «один», «два» и «много». Чувственное и рациональное познание у первобытного человека находилось в единстве. Мышление было конкретным и предметным, а задачи решались с помощью конкретных предметов. Не сразу было осознано, что три ореха, три козы и три ребенка обладают общим свойством — их количество равно трем. Для запоминания результатов счета делали зарубки на куске кости или палке. С появлением земледелия и скотоводства, обмена человек начал учиться сравнивать количество одних предметов с аналогичными значениями для предлагаемых ему товаров. Появились понятия «больше», «меньше», «равно». Поштучно считать предметы удобно тогда, когда их не очень много, поэтому возникла идея объединять единицы в группы. С развитием письменности развивались и числа. Сначала это были черточки, но потом появились другие обозначения для больших чисел. Видимо, тогда же появились сложение и вычитание. Позже для обозначения чисел придумали цифры. Цифры служат для условного обозначения числа, а это уже более высокий уровень обобщения: число становится абстрактным понятием. Таким образом, постепенно в единстве чувственного и рационального познания появляются первые математические знания. Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, в процессе познания участвуют и разум, и чувства. Современные учёные считают, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание, так как это две стороны единого процесса познания. Обновлено: Опубликовал(а): Близнюк Евгений Петрович Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|