Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А. Н. Радищев — первый русский революционер. Часть 2 (Радищев А. Н.)

Но жизнь мальчика не ограничивалась учебными занятиями, общением с университетской молодёжью и чтением книг. В России наступили годы бурных политических событий. Они взволновали русское дворянское общество, горячо обсуждались в семье Аргамаковых, властно вторгались в жизнь юноши Радищева и во многом определили его дальнейшую судьбу.

Вскоре после дворцового переворота и убийства группой заговорщиков царя Петра III и возведения на престол его жены Екатерины II указом 15 ноября 1762 года императрица повелевает определить в пажи исключительно дворянских детей.

Через десять дней, по рекомендации, в пажи определяют и А. Н. Радищева. Таким образом, изменяется дальнейшая судьба Александра — он должен был покинуть друзей, прекратить занятия с профессорами университета и стать придворным. В январе 1764 года, вместе с дворцом новой императрицы, пажи отбыли в столицу, где зачисляется в особое, в особое привилегированное дворянское учебное заведение — Петербуржский пажеский корпус. Для А. Н. Радищева начинается новый, петербуржский период жизни.

Образовательная часть в корпусе была поставлена очень невысоко: учебная программа отличалась изобилием предметов, но «всем наукам» обучал только один преподаватель, француз Морамбер. Корпус должен был навести на пажей «придворный лоск». Питомцы корпуса обязаны были дежурить во дворце, прислуживая самой императрице и членам царской семьи – вот в чем состояла служба пажей. В корпусе

А. Н. Радищев сдружился с Алексеем Кутозовым. В свободное время от занятий и дежурств время Радищев и Кутузов гуляли по городу, знакомились с его достопримечательностями, посещали многочисленные книжные лавки. А. Н. Радищев был свидетелем растленных придворных нравов и раболепной дворцовой обстановки, которые он так ярко обрисовал в последствии в своем «Путешествии из Петербурга в Москву».

А. Н. Радищев пробыл пажом почти четыре года. Всё, чему обучали пажей, он усвоил легко. Чем старше он становился, тем больше думал о том, что видел вокруг. Перед пажом не стеснялись. И Радищев много раз замечал, как низкий поклон и льстивая улыбка, с которой один знатный придворный приветствует другого, ещё более важного, сменяется завистливой и злою усмешкою исподтишка.

За годы службы пажом Радищев мог и сам увидеть, как обманчивы великолепие и блеск императорского двора. Радищев своими выдающимися способностями, очевидно, обратил на себя внимание: по окончании корпуса он в 1766 году был включен в число шести пажей, отправившихся за границу. Дальнейшая образовательная деятельность А. Н. Радищева проходи в Лейпцигском университете.

В Лейпциге, где провел около пяти лет, А. Н. Радищев также проявил исключительную наблюдательность и трудолюбие. Он посещал университет, изучал историю, философию, юриспруденцию, географию, латинский, немецкий, французский языки и другие науки, читая в подлинниках литературу на разных языках и свободно владеет ими.

В Лейпциге Радищев и его товарищи были зачислены на юридический факультет. К занятиям приступили через месяц. Радищев стал заниматься не только по программе юридического факультета, первой юридической наукой которую он стал изучать, было так называемое естественное право. В то время этому предмету придавали большое значение. Но и изучал языки, литературу, естественные науки, медицины, брал уроки музыки.

В прохождении обязательных предметов Радищев, согласно отзывам профессоров, «превзошел чин своих преподавателей». Наряду с этим он вышел в своих занятиях далеко за рамки предписанной студентами программы обучения. Особую склонность А. Н. Радищев обнаружил при этом, с одной стороны, к литературе, с другой — к естественным наукам; основательные знания приобрел он в области химии и медицины. Так как бывал на некоторых лекциях по медицинским наукам, хотя и не предполагал когда-либо стать врачом. У него была неукротимая жажда знания. А между тем нужда мешала сосредоточиваться на ученье.

В Лейпцигском университете господствовал дух рутины, схоластитки. А. Н. Радищев был одним из самых младших среди пажей, которых направляли в университет. Ему было всего 17 лет. Но жажда знаний у него была не менее сильнее, чем у старших

В Лейпциге Радищев начал заниматься литературной работой. Она была связана с начавшейся в 1768 году русско-турецкой войной. В июле 1771 года Радищев принялся за перевод. Осуществить полностью свое намерение он не успел. Причиной, прервавшей работу, явилось опубликование статьи Гики в «Санкт-Петербуржских ведомостях» в номере от 16 июля 1771 года.Так протекала жизнь А. Н. Радищева в Лейпциге — в напряженной идейной работе, в деятельной подготовке к возвращению на родину, связь с которой год от года крепла. Накануне окончания учения Радищеву суждено было пережить огромное горе: умер его друг и учитель Федор Ушаков. Смерть Ушакова потрясла Радищева.

На октябрь 1771 года был назначен отъезд Радищева и его друзей в Петербург.В том же 1771 году указом Сената от 9 декабря Радищев, Кутузов и Рубановский были зачислены на должности протоколистов. Процедура зачисления на службу предусматривала приведение поступающих к присяге.

Началась служба. Радищев попал в сферу малообразованных, корыстолюбивых чиновников, мечтавших о карьере, умевших угождать начальству и истолковывать любое дело в угодную сенатором или выгодную для себя сторону. Уже первые месяцы службы наполнили сердце горечью. Каждый день приходилось общаться с людьми, которые по своим душевным качествам «могли посчитаться, — как признавался Радищев, — хуже скотов». Вокруг себя он видел «согбенные разумы и души и самую мерзость».

Первый департамент Сената, где служил Радищев, руководил через соответствующие коллегии и конторы экономикой страны, занимался вопросами внутренней и внешней торговли, контролировал петербуржские и московские банки и т. д. Разбирал департамент и многочисленные жалобы, поступающие от частных лиц, на несправедливые решения судов и местных властей, решал запутанные дела, с которыми обращались государственные коллегии и конторы.

Весь декабрь Радищев знакомился с порядком разбора дел, изучал русское законодательство, осваивал новые обязанности. 9 января 1772 года он вел первый протокол заседания общего собрания сенаторов. А 27 января Радищев, получив отпуск, уехал в Аблясово, к родителям, которых не видел более девяти лет. Из отпуска он вернулся только в июле.

Вернувшись из отпуска, потекли служебные будни. День за днем он читал рапорты губернаторов о положении дел в губерниях, об урожаях и недородных, о побегах крепостных, о бунтах, о болезнях и эпидемиях, уносивших тысячи жизней. Радищев, в силу своих служебных обязанностей, как лицо официальное, обязан был разбираться в сложных запутанных вопросах, искать выхода, рекомендовать решения на основании соответствующего указа.

Такая служба знакомила А. Н. Радищева с жизнью государства. Изучая указы императрицы, следя за действиями местной и центральной власти, за деятельностью всей огромной бюрократической машины самодержавного государства — различных коллегий, контор, губернских канцелярий, магистратов, — Радищев располагал фактами, которые все яснее раскрывали сущность политики русского самодержавия.

Радищев не хотел оставаться только чиновником исполнителем чужих приказов. Ему хотелось попробовать свои силы на литературно-общественном поприще. Он много узнал, много понял, ему открылось истинное лицо русского самодержавия и оттого хотелось «заражать» своим знанием других русских людей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.