Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А. Н. Радищев — первый русский революционер. Часть 1 (Радищев А. Н.)

Александр Николаевич Радищев принадлежит к числу тех истинно великих и благородных людей русской нации, которыми гордится наш народ.

Большая часть жизни Александра Николаевича Радищева, чьим именем открывается история русского революционного движения, приходится на годы царствования императрицы Екатерины II (1762 – 1796 гг.), много сделавшей для укрепления российского самодержавия.

Родился Александр Николаевич Радищев в Москве 20 августа 1749 года. Его родители принадлежали к богатому дворянскому роду – имея в Москве собственный дом и несколько деревень в Подмосковье, но хотя сами предпочитали жить в глуши, в своем родовом и самом крупном имении — селе Верхнее Аблясово, Саратовского наместничества. Именно в Аблясове и прошли годы детства будущего писателя и первого русского революционера.

Так или иначе, сохранилось известие, о том, что маленький Александр Радищев провел детские годы в Верхнем Аблясове.

Мальчик рос среди могучих просторов Пензенского края, в мире народного творчества, интерес и любовь к которому он сохранил на всю жизнь.

Его окружала атмосфера народных сказок рассказывавшихся ему нянюшкой – крепостной крестьянкой Просковьей Клеменьевной, он помнил ее и тогда, когда стал взрослым человеком. В няни обычно старались выбирать одну из самых надежных и рассудительных женщин среди крепостных. На ее обязанности лежал уход за ребенком в первые годы его жизни. Она напевала колыбельные песни над его постелью, учила первым словам. И дядькой, также крепостным крестьянином — Петром Мамантовым по прозвищу Сума. «Сладкую речь» дядьки, обладавшего, как и няня Пушкина Арина Радионовна, самородным литературным дарованием, он припоминает в том же «Бове». С раннего детства

А. Н. Радищев слушал народные песни, сказания, широко распространенные по всему краю, о волжских «удалых добрых молодцах» во главе со знаменитым атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным.

Когда мальчик стал подрастать, его передали из рук няньки в руки дядьки. В доме Радищевых таким человеком оказался крепостной крестьянин отца — Пётр Мамонтов по прозвищу Сумма. В дядьки назначали обычно степенного и рассудительного человека, к которому господа относились с доверием. Он до известной степени выполнял те обязанности, которые возлагались на гувернеров. Он знал грамоту достаточно хорошо, и ему велели учить мальчика читать и писать.

Также дядька должен был следить за поведением мальчика, оберегая от всего вредного, приучить к опрятности, следя за чистотой и исправностью его одежды. Сума любил рассказывать прочитанные книжки мальчику. От своего дядьки Саша Радищев услышал в первый раз пересказ повести о Бове-королевиче.

Много лет спустя Радищев, вспоминал о Суме, называл его «дядька мой любезный». А вместе с тем изображал его с мягкой усмешкой:

Человек был просвещенной,

Чесал волосы гребенкой,

В голове он не искался.

Он ходил в полукафтанье;

Борода, усы обриты,

Табак нюхал, и в картишки

Играть мастер.1

Учеником оказался понятливым. Необычные выражения и обороты церковнославянского языка как будто врезались в его память. Так с раннего детства старинные слова связались в его представлении с книжным слогом.

Няня Просковья Клементьевна и дядька Петр Сума были ближе к мальчику, чем остальные крепостные. Но в усадьбе было немало и других дворовых людей, к которым он привык с раннего детства. Мальчику было интересно все, что он мог узнать и увидеть вокруг.

Отец Александра Николаевича Радищева Николай Афанасьевич был рачительным хозяином и постоянно занимался делами своего имения, умножая полученное наследство, так как большая семья требовала больших расходов. Николай Афанасьевич гуманно и человечно относился к крепостным крестьянам, за что последние любили и уважали его. Он был одним из тех немногих помещиков, которого вместе с четырьмя детьми спасли его же крестьяне во время пугачевского восстания.

Александр был любимцем матери Натальи Григорьевны, урожденной Облясова, женщины доброй, кроткого нрава, но малообразованной. Занятая всецело хлопотами по дому и младшими детьми.

Родители хотели, чтобы их сын знал все, чему учили детей в семьях хорошо образованных дворян. Для этого, по тогдашним понятиям, полагалось научить мальчика французскому языку. Александр не довольствовался заучиванием уроков.

С самого раннего детства А. Н. Радищев узнал, что людей можно покупать или продавать, как лошадей или овцу. Также узнал об ужасах крепостного права. В пяти километрах от села Верхнее Аблясово было расположено имение жестокого помещика-самодура Зубова. Со своими крепостными он обращался как со скотом, кормил их из корыта на барском дворе. Ему ничего не стоило посадить крестьянина на цепь в острог и держать его на цепи длительное время. Впечатлительный не погодам развитый Александр Радищев с малы лет, возненавидел крепостнические порядки.

О помещике Зубове в доме Радищевых говорили с осуждением. Рассказы о том, как Зубов и другие помещики мучают крепостных, Саша Радищев запомнил надолго.

Ещё мальчиком Радищев не раз слышал от крепостных людей поговорки, в которых было подчас гораздо больше ума и наблюдательности, чем в рассуждениях соседних помещиков, приезжавших в гости.

В доме Радищевых, как во всякой усадьбе того времени, часто бывали в гостях соседи с семьями. Обычно ездили в гости не только за пять или десять, но и за пятнадцать – двадцать, а то и за тридцать верст.

Бывая друг у друга в гостях, соседи нередко толковали об ученье своих детей, учить детей было негде. Богатые помещики часто нанимали иностранных гувернеров, которые должны были обучать не только иностранным языкам, но и преподавать начатки нескольких наук.

В Верхнее Аблясово привезли учителя-француза. Но когда присмотрелись к нему поближе, увидели, что наставник, который должен был не только учить мальчика французскому языку, но и хорошим манерам, сам плохо воспитан.

Француза рассчитали. Снова стали толковать о том, как быть с учением. И чем больше думали, тем яснее становилось, что рано или поздно придется отвезти мальчика в город.

Тогда отец А. Н. Радищева Николай Афанасьевич принимает решение перевезти семилетнего сына в Москву для обучения в Московском университете, который открыт был в 1755 году, где директором был назначен Алексей Михайлович Аргамаков, дальний родственник матери Радищева.

А. Н. Радищев формально не числился в университетской гимназии, но по существу был её воспитанником. Шесть лет занимался он с преподавателями гимназии и университета по общей программе, разбирал на уроках словесности те же, что и в гимназии, сочинения русских авторов, в первую очередь Ломоносова и Сумарокова.

Когда он научился свободно читать, его потянуло к книгам. Книг, написанных для детского чтения, в то время почти не было. И дети очень рано начинали читать ту же беллетристику, которую читали и взрослые. Кое-что при этом они понимали по-своему; некоторые скучные места пропускали. Но жажда чтения нередко бывала так сильна, что дети дочитывали до конца и книги, предназначенные совсем не для них.

Среди книг, которые не мог не прочитать юный А. Н. Радищев, когда стал подрастать, должно было занять видное место «Собрание разных сочинений в стихах и прозе» Ломоносова.

В юные годы Александр вчитывался в торжественное звучание оды, посвящённые Елизавете Петровне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.