|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Подробный анализ стихотворения Незнакомка по плану (Блок Александр)Стихотворение «Незнакомка» написано в трудный для поэта период. 1905-1906 гг. стали для Александра Блока одними из самых тяжёлых в жизни. Наиболее трагичными событиями этого времени стали разлад с друзьями-символистами, уход жены к Андрею Белому, а также всплывшие на поверхность пороки общества, приведшие к Первой русской революции. Блок был очень чувствительной натурой, поэтому эти неблагоприятные изменения повлекли за собой душевную опустошённость писателя, а как следствие, переход от «Стихов о Прекрасной Даме» к «Страшным дням». «Незнакомка» же олицетворяет этот переход и содержит в себе описание как «страшного мира», так и прекрасного образа, вырывающегося из общей картины мещанства и порочности. С первых строк произведения читатель погружается в удручающий мир, который, несмотря на весну – время преображения и обновления, наполнен «тлетворным духом». Каждая следующая строфа всё глубже окунает нас в омут погрязшего в пустом празднестве дна. И всё, даже то, что обычно представляется читателю в привлекательном свете, становится здесь неприятным, отталкивающим («гуляют с дамами испытанные остряки», «женский визг», «ко всему приученный бессмысленно кривится диск»). В этом мире мы видим и лирического героя: «И каждый вечер друг единственный/В моем стакане отражен/И влагой терпкой и таинственной/Как я, смирен и оглушен». Казалось бы, он всего лишь один из «пьяниц с глазами кроликов», однако именно он обратил внимание на прекрасную незнакомку, появившуюся среди всего хаоса и торжества порока, выделил «девичий стан» из толпы и тем самым сам выделился из неё. Вторая половина произведения посвящена незнакомке и кардинально отличается от первой. Повествование в этих шести строфах намного мягче и нежнее, чем в предыдущих. Таинственная дама описывается автором с нескрываемым восхищением, её образ загадочен, расплывчат: «Всегда без спутников, одна/Дыша духами и туманами, /Она садится у окна». С её появление уходит в небытие прошлая неприглядность мира, а остаются только «очи синие бездонные». И мысли героя сразу преображаются, становятся возвышенными, он стремится к мечте, верит в то, что в его душе «лежит сокровище» и только ему «поручен ключ». Он тоже говорит: «Истина в вине», но это совсем не тот крик праздных пьяниц: «In vino veritas!». Этот вывод указывает только на успокоение и умиротворение в мире отвратительной суеты, а не на пьяное забытье. Основной литературный приём, используемый в стихотворении, - антитеза. Противопоставляются в произведении «страшный мир» и образ прекрасной незнакомки. Александру Блоку удалось добиться удивительно яркого контраста в этом приёме в том числе и благодаря непревзойдённой звукописи. В первых шести строфах повторение «скрипучих» согласных создаёт атмосферу грубости и уродливости мещанского общества, а в последующих строфах аллитерация и ассонанс таковы, что читатель слышит неповторимую «музыку стихотворения» Блока и совсем забывает про недавнее резкое звучание. Усиливается противопоставление и за счёт используемых эпитетов (в начале произведения – даже оксюморона): «тлетворный дух», «бессмысленно кривится» - в первой половине, «очарованный берег», «бездонные очи» - во второй. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и многие другие произведения поэта. Итак, стихотворению «Незнакомка» в творчестве Александра Блока отведена ключевая роль. Оно является программным и знаменует переход писателя от слепого следования за идеалом к осознанию порочности мира и вырождения общества. Однако этот переход вовсе не означал утрату писателем мечты, цели, он только изменил направление его творчества, которое теперь ориентировалось и на несовершенство всего окружающего Блока мира. Обновлено: Опубликовал(а): Links5 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|