|
Подрробный анализ стихотворения «Незнакомка» (Блок Александр)Стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» было написано в 1906 году, во время тяжёлого периода жизни поэта. Он переживал измену своей жены, Любови Минделеевой, которая была для него идеалом, богиней. Страдания Блока отразились в «Незнакомке». В названии мы видим главный образ произведения. Незнакомка — грёза, мечта, нечто чистое и недосягаемое. Её образ особенно ярок на фоне серой, пошлой, грязной, реальности. Это противопоставление мы видим и в композиции. Произведение разделено на две части. В первой мы видим описание реальности, в которой находится лирический герой. Блок показывает нам пошлый, обывательский мир с помощью эпитетов («тлетворный дух», «детский плач»), метафор («дух правит окриками»). Поэт подчёркивает низменность общества и окружающего мира, приближая нас к земле («пыль переулочная», «среди канав»). Блок дат читателю не только увидеть реальность, но и услышать её («детский плач», «женский визг», «скрипят уключины»), почувствовать («горячий воздух»). Люди, окружающие лирического героя, также противны как и его окружение. Это недалёкие обыватели, видящие развлечение лишь в утолении низменных потребностей, и при этом претендующие на глубокомыслие («среди канав гуляют с дамами испытанные остряки», «пьяницы с глазами кроликов «In vino Veritas!” кричат»). И даже Луна, символ любви, романтики, красоты, кажется лирическому герою отвратительной, бессмысленной («а в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск»). Ему противен окружающий мир, но он не отстраняется, не уходит, а лишь ещё глубже погружается в это болото, желая найти покой, забывается в вине: «И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушён. » Вторая часть посвящена прекрасной незнакомее. Она столь ярко контрастирует с миром, в котором герой вынужден находиться, что не может поверить в реальность этой женщины («иль это только снится мне?»). Незнакомка, эта мечта, грёза, разительно отличается от мира, описанного Блоком. Поэт показывает её хрупкость, загадочность («девичий стан<…>в туманном движется окне», «дыша духами и туманами», «и веют древними поверьями её упругие шелка», «смотрю за тёмную вуаль»), отстранённость от реальности («и медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, <…> она садится у окна»). Стоит заметить, что эта девушка носит траур («шляпа с траурными перьями», «тёмная вуаль»). Скорбит ли она по жизни лирического героя, по его горю? В этой незнакомее мы видим лишь прекрасное, но и эта красота пронизана печалью. Затуманенный рассудок делает её образ ещё более туманным, нереальным, недосягаемым. В последнем четверостишии мы видим рассуждения лирического героя о жизни. Он понимает, что судьба человека лишь в его руках, и только он властен над ней, но сил и желания, чтобы сделать это, уже нет, и проще забыть, залить своё горе алкоголем, чтобы не думать об этом. «В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю, истина в вине. » Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Стецкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|