|
Печорин и Грушницкий: сравнение героев-двойников по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)"Герой нашего времени" — первый в русской литературе социально-психологический роман, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1840 году. С самого начала он был задуман как история о человеческой душе, о человеке, сформированном своим поколением, характер которого содержит все черты, достоинства и пороки современной ему эпохи. В течение многих лет эта книга не теряет своей актуальности, служит предметом исследований и споров. Главный персонаж романа — Григорий Александрович Печорин — жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия, то есть примерно в одно время с автором. Характерной чертой этого периода являлось то, что в ходе реакции, наступившей после восстания декабристов 1825 года, пресекалось любое вольнодумие, а молодые люди не могли найти применения своим умениям, мыслям и идеям. Как следствие, они все подвергали сомнению, разочаровывались в жизни и совсем опускали руки. Сам Лермонтов называл свое поколение потерянным, обвинял его в бездействии, равнодушии и отказе от борьбы. В стихотворении "Дума" он так и говорит об этом:
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
Именно на примере Печорина Лермонтов стремится обличить все эти пороки, показать современникам, кем они являются на самом деле. Для воплощения своей идеи он использовал невероятное количество художественных средств, ввел множество разных тем и мотивов, одним из которых является мотив двойничества. Несомненно, раскрывая характер Печорина, Лермонтов использует других персонажей не только для создания нужных ему ситуаций, но и для выявления мельчайших деталей и глубочайших черт его души. И благодаря героям-двойникам у автора появляется возможность показать качества главного героя более ярко, словно оттенив их. Одним из таких двойников является Грушницкий. Он, со своим извечным франтовством, пышными фразами и желанием казаться загадочным и выдающимся, выглядит как обычная пародия, причем не только на Печорина, но и на многих представителей лермонтовского потерянного поколения. Этих персонажей стоит сравнивать очень внимательно, обращая внимание на мелочи. Начать сравнение стоит с происхождения. Печорин — дворянин по рождению, он принадлежит к высшему обществу, знаком со всеми его правилами и условностями, хоть и пренебрегает ими. Грушницкий тоже дворянин, однако к высшему обществу не принадлежит, а лишь старается в него войти. Он всячески пытается произвести на всех вокруг хорошее впечатление, заинтересовать людей своей напускной загадочностью. Это стремление понравиться делает его смешным в глазах читателя, в то время как Печорин выглядит более выгодно и независимо, не слишком волнуясь о мнении окружающих. Черты характеров и особенности поведения двух героев тоже во многом перекликаются и во многом противопоставляются. Так Печорин проницателен, умен, хорошо разбирается в людях, умеет и не боится анализировать себя самого. Он стремится действовать и бороться, ему присуще упорство и сила воли. Кроме того, он умеет замечать красоту вокруг, ему не чужда поэтичность. В то же время Грушницкий откровенно глуп и недалек. Сам Печорин говорит о нем: "...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою". Его отличает показушность, позерство и неискренность во всем, что он делает. Кроме того, опять же по словам Печорина: "В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии". Но значит ли все это, что молодые люди являются полными противоположностями? Отнюдь нет. В конце концов мы понимаем, что на самом деле между ними больше сходств, чем кажется на первый взгляд. Однако Грушницкий потому и является пародией, что у него эти общие черты приобретают искаженный и комический характер. Если посмотреть, скажем, на отношение героев к жизни, сходство видно невооруженным взглядом. Печорин скучает, он разочарован в жизни и страдает оттого, что не может найти применения своим силам и умениям, и потому растрачивает их по пустякам. Грушницкий же ещё слишком молод для таких разочарований, однако это не мешает ему выглядеть разочарованным на публике. Он не страдает оттого, что ему нечем себя занять, потому что даже не думает об этом. Он слишком занят попытками произвести впечатление и не замечает, что всё его существование по сути бесцельно. Оба героя много думают о себе, но Печорин больше старается разобраться в собственной душе, проанализировать свои поступки и поведение. В то время как Грушницкий даже о себе думает несколько поверхностно. Он не пытается посмотреть на себя со стороны и видит лишь оболочку. Вот почему ему кажется, что он все делает правильно. Его губит собственное чрезмерное необоснованное самолюбие и самодовольство. Действия Печорина продиктованы его принципами и убеждениями, он верен им на протяжении всего романа. А благодаря тому, что он продумывает все на несколько шагов вперёд, ему удается с достоинством выйти из любой ситуации. Для Грушницкого же характерно полное отсутствие каких бы то ни было принципов, и это приводит к тому, что его поступки противоречивы и нелогичны. Испытание любовью также ярко характеризует этих двух героев. Печорин, несмотря на всю его ироничность и холодность, на самом деле способен на искренние чувства, хотя на первый взгляд нам так не кажется. В случае с Грушницким всё наоборот. Сначала мы ошибаемся в нем, думая, что он может полюбить кого-то по-настоящему, но на деле оказывается, что и эта любовь была одним сплошным позерством и самолюбие оказывается сильнее. В конце концов на дуэли характеры обоих героев максимально обнажаются. Грушницкий предстает перед нами абсолютно жалким и ничтожным. Оказывается, что он не в силах поступить благородно и признать свою вину. Его самолюбие берет верх и в конечном итоге губит его. Печорин же всеми силами пытается заставить его именно проявить благородство, поступить честно. Сам он внешне старается оставаться спокойным, хотя в душе очень тяжело и глубоко переживает происходящее. Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что Печорин — гораздо более глубокая и разносторонняя личность, чем Грушницкий. Внимательнее взглянув на них, мы в очередной раз убеждаемся, что второй на самом деле является лишь пародией на первого и служит для более детального раскрытия его характера. Однако в обоих персонажей Лермонтов вложил равное количество черт, присущих представителям потерянного поколения. Обновлено: Опубликовал(а): hoshi__moshi Внимание! Спасибо за внимание.
|
|