|
В чём заключается сюжетно-композиционное своеобразие комедии «Ревизор»? (ЕГЭ по литературе)«Ревизор» — реалистическая общественная комедия, построенная на основе бытового анекдота. Сюжет произведения автору подсказал Александр Сергеевич Пушкин, в одном из писем, в ответ на которое Николай Васильевич Гоголь пообещал, что «будет комедия из пяти актов… смешнее чёрта». Писатель ставит новые задачи перед русской драматургии, вносит новое содержание в традиционный жанр комедии. Новаторство Гоголя проявляется с первых строк: пьеса начинается со слов городничего «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Завязка вводится в начале произведения и опережает экспозицию. На передний план сразу же выходит страх — главный двигатель пьесы. По словам Ю. Манна, ««Ревизор» — это целое море страха». Суть комедийности состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с мнимым призраком, который они создали в своём воображении. Страх не даёт им открыть глаза на враньё Хлестакова, в которое трудно поверить даже непросвещённому человеку. По Виссариону Григорьевичу Белинскому, комедия построена на основе двух конфликтов. Всё действие строится на внешнем конфликте – недоразумении, в ходе которого уездное чиновничество принимает Хлестакова за истинного ревизора. Внутренняя сторона конфликта — противопоставление между жизнью обитателей города и христианскими представлениями автора о должном бытии человека. Так, например Городничий, который «боится своих грешков», успокаивает себя тем, что святых людей не бывает и «за всяким водятся грешки». Порядок в городе он наводит «для виду», привык улаживать проблемы с помощью денег. Земляника, попечитель богоугодных заведений», относится равнодушно к больным, что прослеживается в его реплике: человек «если и умрёт, то сам умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Показательной также является служба Ляпкина — Тяпкина, с помощью говорящей фамилии которого автор сразу даёт понять, что работу судья выполняет кое-как. Он малообразован (прочитав «пять или шесть книг… несколько вольнодумен»), не разбирается в судебных делах («охотник большой на догадки и потому каждому слову своему даёт вес»). В каждом персонаже раскрыты конкретные социальные уродства, действия власти идут в разрез с нравственными устоями и интересами жителей. Пьеса имеет кольцевую композицию: развязка — чтение письма и приезд настоящего ревизора («Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице»). Последнее действие завершает «немая сцена», «здесь оканчивается драма и сменяет её онемевшая мимика». Этой сцене Гоголь придаёт особое значение: она является главным узлом развязки содержания всего произведения и символом расплаты. Важно, что город, где происходят события, не назван писателем, в поле зрения автора «вся Русь», а страсти и пороки чиновников есть в сердце каждого. Обличительной силой обладает реплика Городничего, сказанная в восьмом явлении пятого действия: «Чему смеётесь? — Над собою смеётесь!..». Автор призывает зрителей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Таким образом, сюжетно-композиционное своеобразие комедии заключается в завязке, выступающей перед экспозицией, двойном конфликте (мнимый конфликт выходит на передний план) и непосредственном взаимодействии со зрителями в финальной сцене. Такое построение позволило Гоголю запечатлеть все характерные черты общественных отношений того времени и донести главную идею: за отступлением от моральных устоев неизбежно следует возмездие. Обновлено: Опубликовал(а): Тама Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|