|
Менандр комедия «Третейский суд» (Читательский дневник)1. Время создания Примерно «Третейский суд» был создан в конце IV века до н. э
2. Место создания Древняя Греция, Афины
3. Автор перевода и год издания первого перевода Перевод Г. Церетели, 1982
4. Жанр Древнегреческая комедия
5. Основные темы произведения В «Третейском суде» ставится вопрос: o Несправедливой судьбе женщины в семье, o Неправильных моральных устоях, предъявляемых к мужчине и женщине (в основном — к женщине). Именно эта идея поднимается в монологах Харисия. o Мизерных правах подкинутых детей. Они не имели ничего и превращались, скорее всего, в рабов.
6. Сюжетные линии, конфликты, их перипетии Харисий, который недавно женился на Памфиле, возвращается домой после путешествия. Тесть Харисия — Смикрин — недоволен молодым человеком, он ведет разгульный образ жизни. Харисий, который любит свою жену, с горя закутил с арфисткой Габротонон. Сама комедия начинается тем, что Смикрин становится «третейским судьей» у двух рабов, неподеливших наследства подкинутого ребёнка. Из их монологов становится ясно, что Дав нашёл подкинутого младенца, но, не хотел есть воспитывать и передал Сириску. Вскоре тот узнал, что с ребёнком были найдены и некоторые драгоценности, которые Дав оставил себе. Сириск желал забрать эти драгоценности, но Дав отказал. Смикрин признал справедливость речей Сириска, ведь он воспитывал ребенка, и сказал передать вещи Сириску. В это время проходит раб Онисим (повар) и выясняется, что среди вещей младенца он узнал перстень своего хозяина. Габротонон (любовница Харисия), которой Онисим показал этот перстень, припомнила, как однажды на ночном празднике какой-то молодой человек в темноте совершил насилие над девушкой. Она встретилась с нянькой Памфилы, разговорились, и выяснилось, что тем самым насильником и был Харисий, а несчастной девушкой — Памфила. Семья восстанавливается, а Габротонон в награду получает свободу.
7. Композиция и структура Завязка — ссора двух рабов — Дава и Сириска. Развитие действия — разрешение спора Дава и Сириска в результате чего обнаружился перстень в вещах младенца, который принадлежит Харисию. Кульминация — встреча Габротонон и Памфилы. Развязка — Габротонон рассказывает правду Харисию, что мать его ребёнка — Памфила.
8. Персонажи Смикрин — отец Памфилы, бережливый и ворчливый. Узнав о похождениях зятя, он решает забрать дочь домой, потому что боится, что Харисий истратит все приданое. Габротонон — арфистка, типичная комедийная гетера, однако в комедии Менандра ей присущи ещё такие черты, как доброта, честность и свободолюбие. Она не только умна, но и хитра. Она знает, как устроить так, чтобы и влюбленные были вместе, и ей дали свободу. Харисий — молодой человек, богат. Он легкомысленный, ветреный, но искренний. Он возмущен мнимым распутством жены, бросает свой дом и обращается с горя к кутежам. Но когда он узнаёт, что распутство его жены не больше, чем его собственное, он опять так же искренне хочет вернуться к ней. Памфила — жена Харисия. Девушка с характером. Она не желает уходить от своего мужа даже из-за гнева отца.
9. Ключевые цитаты произведения «Судью третейского/Мы ищем! Ну, так вот, коль нет препятствия,/Ты рассуди нас!» (Сириск)
«Свободной трудно женщине, —/ Памфила, знай - тягаться с потаскухою: /Она куда хитрей, куда бесстыднее/ И льстит сильней». (Смикрин)
«Хоть он и горд, придет черед — наплачется». (Смикрин)
«Где страждет человек, нет слова "я нашел", Здесь не "находка" — здесь одно "грабительство». (Сириск)
«Сам думай! Если же/Не глуп и веришь мне, спеши к хозяину/С докладом... Коль ребенка мать свободная,/Зачем таить нам правду от Харисия? (честность Габротонон)
«Он видит: я — с кольцом... Он станет спрашивать,/ Где я взяла? Скажу: "На Таврополия,/ Ещё девицею". — Что с той случилося,/Я припишу себе: о том ведь знаю я!» (стремление к свободе Габротонон)
10. В чём вы согласны или не согласны с автором произведения? Согласна: Герои Менандра жизненны и человечны. Зарождение в персонажах личности, которая действует исходя из своих соображений и чувств, она имеет свою точку зрения на окружающую действительность. Мир личных чувств целиком заменил общественные проблемы. Не согласна с тем, что автор показывает людей, лишённых разносторонности. Прередел их мечтаний —семейное счастье, достаток. Их потребности в произведении еще слишком узки для осмысления глобальных целей общества (что свойственно для личности). Они ограничиваются мелкими бытовыми разборками.
11. Чем вам запомнилось произведение? Произведение «Третейский суд» со стороны сюжетности — это классический образец эллинистической «новой комедии»: ведь в нем изображаются подкинутый ребёнок, соблазненная против воли девушка, любовные связи, внезапная развязка. Автор соединяет типическое с индивидуальным. Вместо стандартных типов в его произведениях формируются характеры. Но они не развиваются: его герои появляются перед зрителями и исчезают с одним и тем же устоявшимся характером. Ярко запомнилась особенность поведения Харисия относительно Памфилы. В его происходит резкий перелом, ведь сначала он подавлен, он думает, что ребенок не от него, заигрывает с арфисткой, затем резко происходит осознание коренного перелома, ведь во всё, что он верил до этого момента — ложь. Обновлено: Опубликовал(а): Галанина Софья Валерьевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|