|
Почему братья Кирсановы не принимают идеи Базарова? (ЕГЭ по литературе)В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев изобразил конфликт двух поколений. На протяжении всего произведения идет борьба различных убеждений, идей и мнений. Столкновение мировоззрений происходит между представителями "старого поколения" — дворян-либералов, и "нового" — демократов. С приходом новых взглядов на мир появляется иное течение-нигилизм. Представителем этого направления является Евгений Васильевич Базаров, идеи которого не принимают братья Кирсановы — Павел Петрович и Николай Петрович. Рассмотрим, как проблема "отцов и детей" раскрывается в этом произведении. Ярким представителем нового течения является Евгений Васильевич Базаров. Герой называет себя нигилистом, отрицает искусство: "не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет", ни перед чем не преклоняется: "мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся". Как сторонник этого направления, Евгений занимается естественными науками, а любовь объясняет лишь физиологическим влечением. Известный критик М. Антанович в своей статье "Асмодей нашего времени" описывает образ Базарова как карикатуру на молодежь того времени, сравнивая героя с "обжорой" и болтуном. Именно таким — самоуверенным и непреклонным — Евгения Васильевича видят Павел Петрович и Николай Петрович. Братья не принимают нигилистических идей героя, считают его деятельность баловством. Павел Петрович — дворянин, "одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки" аристократ относится с неприязнью к Евгению Васильевичу. При знакомстве с Кирсановым Базаров не подаёт ему руку, но при этом отмечает красоту его ногтей: "Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!". Конфликт между героями возникает из-за расхождения взглядов на мир, разного образа жизни. Дворянин Павел Петрович с презрением относится к разночинцу Евгению Васильевичу, старается с ним не общаться: "тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами". Нигилистические идеи Базарова вызывают у консервативного Кирсанова страх: "уездный аристократ" не приемлет появление чего-то нового, поэтому отстаивает устоявшиеся жизненные принципы, благоговеет перед старыми авторитетами, в отличие от нигилиста-демократа. Между Николаем Петровичем и Евгением Васильевичем нет открытого конфликта. Кирсанов видит в Базарове интересного человека, относится к нему с уважением, не пытается оспорить идеи нигилизма, старается понять своего гостя: "он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться», если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его". Николай Петрович образованный человек, который интересуется музыкой и поэзией, что становится причиной насмешек Базарова. Кирсанов, хоть и старается не отставать от времени, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве, но все же боится прихода новых взглядов и мнений. Он "побаивается молодого нигилиста", сомневается в пользе его влияния на сына Аркадия. Образ либерала Кирсанова неоднозначен: герой хочет что-то поменять, но при этом, привыкнув к своему образу жизни, не способен на изменения, поэтому революционные идеи Базарова никак его не привлекают. Таким образом, Павел Петрович и Николай Петрович не принимают нигилистические взгляды Евгения Васильевича. Братья Кирсановы не видят надобности в изменении старого уклада жизни, появлении чего-то нового, именно поэтому конфликт "отцов и детей" в романе до конца так и неразрешим. Обновлено: Опубликовал(а): Ивантюр Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|