|
Над какими вопросами задумывается герой Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)М. Достоевский — писатель философ. Наряду с Пушкиным и Тургеневым его произведения читаются и перечитываются вот уже несколько поколений. Публика ценит его творчество за способность писателя проникнуть в самую глубь человеческой души, добраться до сути и рассказать об этом в книге. Герои его романов могут быть и величественным и ничтожным, но какими бы разными они не были, Достоевский видит их душу и полностью обнаженной представляет её читателю. Произведения Достоевского почти всегда ставят неоднозначные вопросы, на которые главные герои ищут ответы. Один из таких персонажей — Родион Раскольников представлен в романе "Преступление и наказание". Перелистывая страницы этой книги, читатель наблюдает постепенное превращение молодого человека, стремящегося к правде, в преступника, переступившего моральный закон. Все произведение можно условно разделить на две параллели: мир размышлений, главного героя, решившегося пойти на преступление, и реальность, которая его на это преступление подталкивает. Раскольников — молодой студент, порабощенный нищетой. Именно нищета наталкивает его на мысль о справедливости. Разделяя людей на "низших тварей" и "вершителей цивилизации", Раскольников относит себя ко вторым, и чтобы доказать это решается изменить судьбы сотни людей убийством одного человека. Его выбор падает на старуху-процентщицу. "Злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая завтра же сама умрет", её жизнь, ничего не значащая, портит судьбы "молодых свежих сил", которые можно спасти " от нищеты, от разложения, от разврата, о гибели, и все это на её деньги". Так ли это? Может ли одно убийство оправдать тысячи спасённых душ? Сможет ли молодой студент вынести муки совести и узнать, кто он, "тварь дрожащая или права имеет"? На протяжении всего романа Раскольников пытается ответить на эти вопросы. Наблюдая истории нескольких людей, он делает неожиданные выводы. Вначале судьба сводит Раскольникова с Мармеладовым, пьяницей, потерявшим не только свою честь, но достоинство своей дочери. На страницах романа появляется Соня. Она тоже переступает закон. Судьба роняет её в грязь и разврат, однако девушка не теряет свою нравственность и чистоту. Этот факт поражает Раскольникова, мысль о необходимости жертвы во благо другим закрепляется однозначно и главный герой совершает убийство. Но теория ложна, поступок Раскольникова влечет еще больше проблем. Ожидаемо, смерть старухи мало кого огорчает, но не остается незамеченной. В попытках сокрыть своё деяние, главный герой становится буквально помешанный на подозрениях окружающих. Раскольников не выдерживает давления, он не смог "перешагнуть через два трупа" и теперь омерзителен себе. Его жизнь становится похожа на казнь, а поступок сравним со смертью "я не старуху убил. Я себя убил". Раскольников и впрямь меняет судьбы, однако, не только чужие. Его сестра хоть и не продает свою жизнь, но проживает её с надеждой на лучшее. Соня, не утратившая гуманности и обладавшая бесконечным сочувствием, заставляет преступника принять наказание и разделяет горе возлюбленного, отправляясь за ним в Сибирь. Раскольников принимает неизбежное наказание, но не раскаивается. Будучи уже заключенным он понимает, что "не мог разрешить себе этот шаг", признаёт свои ошибки и находит ответы на свои вопросы, обретая внутреннюю гармонию. В произведении по вопрос ставятся многие нравственные и не очень понятия, определения на которые никогда не будут однозначны. Главный герой совершает ошибки, но именно пережив их, он понимает гораздо больше. Раскольников познает чистоту, гуманность человеческой души, стремление к справедливости, которые не смогли убить ложь и пороки. Обновлено: Опубликовал(а): Littorra Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|