|
Вы здесь: Критика24.ру › Тютчев Ф. И.
Глубина мысли и строгое изящество формы в лирике Федора Тютчева 10 класс (Тютчев Ф. И.)Эпиграф "Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…" Ф. И. Тютчев.
Эти строки Федора Ивановича Тютчева я выбрала в качестве эпиграфа к своему сочинению. Мне кажется, что они в полной мере отражают и состояние сегодняшнего общества. Эти слова актуальны сегодня как никогда.
Федор Иванович Тютчев - выдающийся русский поэт-философ. Его стихотворения отличаются глубоким психологизмом, тяготением к философии, мастерским сочетанием живописных и фонетических образов, а также множеством ярких и цветных образов. "Конь морской с бледно-зеленой гривой", "сад темно-зеленый", "зловещим треском белые огни", "небесный свод поголубел", "светозарно-голубой", "синеют озера струи".
Для поэтики Тютчева характерны повторы ("бегут и будят... бегут и блещут", "весна идет, весна идет", и частое использование риторических вопросов и воклицаний. Свои стихотворения Тютчев пишет высоким стилем, подражая часто поэзии 18 века. При этом его произведения имеют строгую и лаконичную форму, и отточенный образный язык. Его стихи небольшого объема, но очень глубоки по содержанию. Как никто другой, Тютчев умел облекать свои мысли в гениальные афоризмы, которые давно разобраны на цитаты.
В своих произведениях Тютчев размышлял над вечными проблемами, которые волновали человека всегда и волнуют по сей день. Поэт поднимает глубокие вопросы единства человека и природы, внутренней свободы и неотвратимости судьбы. Постичь тайны человеческого бытия и Вселенной, разгадать вечные загадки мироздания, познать человеческую душу, понять, как устроены мир и природа, раскрыть единство и неразрывную связь человека и природы — в этом заключается глубина мысли философской лирики Федора Тютчева.
Поэт всегда говорит о единстве природы и человека, о том, что явления природы созвучны внутренним переживаниям человека, но в то же время поэта волнует разлад между человеком и природой. "Невозмутимый строй во всем, С озвучье полное в природе, - Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?"
Мыслящий тростник — так Тютчев называет человека. Этот образ впервые предложил философ Блез Паскаль, а Тютчев повторил за ним. Тростник - хрупкий, трепещущий, слабый, самое слабое из всех созданий природы, при этом единственное, способное мыслить.
Но при всех своих способностях мыслить, анализировать и т. п. человек все равно ограничен в своем понимании природы, он не слышит и не понимает ее язык ("Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик...").
Тема ночи — ещё одна важная тема в лирике Тютчева. Тютчевская ночь — "всемирное молчанье" — ведёт в бездну, открывает человеку хаос мироздания. И душа лирического героя стремится слиться с этой мглой, с этой таинственной бездной. "Нигде не живут такой полной, настоящей жизнью, как во сне", — писал Тютчев.
Но это роковое желание приведет человека к гибели, предупреждает поэт. Почему? Сливаясь с вечной бездной, человек лишится своей уникальности, растворится в хаосе.
Основная мысль в произведениях Тютчева: природа — это гений-созидатель, творец, осознающий свою великую цель. Лирический герой Тютчева, конечно, восхищается творениями природы, но в то же время он сожалеет и чувствует досаду из-за собственного бессилия по сравнению с природой (стихотворение "Коршун"). Человек — "царь природы", а летать, как птица, ему не дано. И в этом его слабость.
Федор Иванович Тютчев относится к тем поэтам, которые пытались постичь тайны мироздания, тайны природы ("Природа — сфинкс". Сила и острота мысли Тютчева заключается в том, что он сомневается, а есть ли у природы вообще тайны. Может, человек эти тайны сам придумал и окутал природу ореолом таинственности? А на самом деле "никакой от века загадки нет и не было у ней".
Здесь поэт рассуждает как ученый, говоря, что у любого явления есть объяснение, просто человечество ещё не нашло ответы на все волнующие вопросы. И в этом поэт, вероятнее всего, прав.
В стихотворении "Полдень" Тютчев говорит о божественном начале природы. Природа, по мысли Тютчева, —это и есть само Божество. Природа вечна ("Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное". Природе некуда спешить, у нее впереди целая вечность, поэтому природа может позволить себе быть ленивой в жаркий знойный полдень, поэтому она "покойно дремлет".
Тема любви в лирике Тютчева также полна глубокой противоречивости и драматизма.
Любовь в понимании Тютчева не цельное, сладостное чувство, а противоречивое и часто разрушительное, союз двух сердец, по Тютчеву, это "поединок роковой". Каждый человек — уникальная личность, со своим внутренним миром, своим "Я", особенными мыслями и мироощущением. И поэтому, по мнению Тютчева, невозможна гармония между двумя людьми. Любовь и ревность, земная страсть и божественная любовь, сомнение и вера, тайна и откровение — вечная борьба противоположностей, которую раскрывает поэт в своей любовной лирике.
Истинные чувства нужно скрывать от всех, чтоб не разрушить, не погубить их. Об этом часто пишет Тютчев. "Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои!.."
Почему? Да потому что "мысль изреченная есть ложь". Обновлено: Опубликовал(а): Филологиня Внимание! Спасибо за внимание.
|
|