Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Глубина мысли и строгое изящество формы в лирике Федора Тютчева 10 класс (Тютчев Ф. И.)

Эпиграф

"Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…"

Ф. И. Тютчев.

Эти строки Федора Ивановича Тютчева я выбрала в качестве эпиграфа к своему сочинению. Мне кажется, что они в полной мере отражают и состояние сегодняшнего общества. Эти слова актуальны сегодня как никогда.

Федор Иванович Тютчев - выдающийся русский поэт-философ. Его стихотворения отличаются глубоким психологизмом, тяготением к философии, мастерским сочетанием живописных и фонетических образов, а также множеством ярких и цветных образов. "Конь морской с бледно-зеленой гривой", "сад темно-зеленый", "зловещим треском белые огни", "небесный свод поголубел", "светозарно-голубой", "синеют озера струи".

Для поэтики Тютчева характерны повторы ("бегут и будят...

бегут и блещут", "весна идет, весна идет", и частое использование риторических вопросов и воклицаний.

Свои стихотворения Тютчев пишет высоким стилем, подражая часто поэзии 18 века. При этом его произведения имеют строгую и лаконичную форму, и отточенный образный язык. Его стихи небольшого объема, но очень глубоки по содержанию. Как никто другой, Тютчев умел облекать свои мысли в гениальные афоризмы, которые давно разобраны на цитаты.

В своих произведениях Тютчев размышлял над вечными проблемами, которые волновали человека всегда и волнуют по сей день.

Поэт поднимает глубокие вопросы единства человека и природы, внутренней свободы и неотвратимости судьбы.

Постичь тайны человеческого бытия и Вселенной, разгадать вечные загадки мироздания, познать человеческую душу, понять, как устроены мир и природа, раскрыть единство и неразрывную связь человека и природы — в этом заключается глубина мысли философской лирики Федора Тютчева.

Поэт всегда говорит о единстве природы и человека, о том, что явления природы созвучны внутренним переживаниям человека, но в то же время поэта волнует разлад между человеком и природой.

"Невозмутимый строй во всем,

С озвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?"

Мыслящий тростник — так Тютчев называет человека. Этот образ впервые предложил философ Блез Паскаль, а Тютчев повторил за ним. Тростник - хрупкий, трепещущий, слабый, самое слабое из всех созданий природы, при этом единственное, способное мыслить.

Но при всех своих способностях мыслить, анализировать и т. п. человек все равно ограничен в своем понимании природы, он не слышит и не понимает ее язык ("Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик...").

Тема ночи — ещё одна важная тема в лирике Тютчева. Тютчевская ночь — "всемирное молчанье" — ведёт в бездну, открывает человеку хаос мироздания. И душа лирического героя стремится слиться с этой мглой, с этой таинственной бездной.

"Нигде не живут такой полной, настоящей жизнью, как во сне", — писал Тютчев.

Но это роковое желание приведет человека к гибели, предупреждает поэт. Почему? Сливаясь с вечной бездной, человек лишится своей уникальности, растворится в хаосе.

Основная мысль в произведениях Тютчева: природа — это гений-созидатель, творец, осознающий свою великую цель. Лирический герой Тютчева, конечно, восхищается творениями природы, но в то же время он сожалеет и чувствует досаду из-за собственного бессилия по сравнению с природой (стихотворение "Коршун").

Человек — "царь природы", а летать, как птица, ему не дано. И в этом его слабость.

Федор Иванович Тютчев относится к тем поэтам, которые пытались постичь тайны мироздания, тайны природы ("Природа — сфинкс". Сила и острота мысли Тютчева заключается в том, что он сомневается, а есть ли у природы вообще тайны. Может, человек эти тайны сам придумал и окутал природу ореолом таинственности? А на самом деле "никакой от века загадки нет и не было у ней".

Здесь поэт рассуждает как ученый, говоря, что у любого явления есть объяснение, просто человечество ещё не нашло ответы на все волнующие вопросы. И в этом поэт, вероятнее всего, прав.

В стихотворении "Полдень" Тютчев говорит о божественном начале природы. Природа, по мысли Тютчева, —это и есть само Божество. Природа вечна ("Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное".

Природе некуда спешить, у нее впереди целая вечность, поэтому природа может позволить себе быть ленивой в жаркий знойный полдень, поэтому она "покойно дремлет".

Тема любви в лирике Тютчева также полна глубокой противоречивости и драматизма.

Любовь в понимании Тютчева не цельное, сладостное чувство, а противоречивое и часто разрушительное, союз двух сердец, по Тютчеву, это "поединок роковой". Каждый человек — уникальная личность, со своим внутренним миром, своим "Я", особенными мыслями и мироощущением.

И поэтому, по мнению Тютчева, невозможна гармония между двумя людьми. Любовь и ревность, земная страсть и божественная любовь, сомнение и вера, тайна и откровение — вечная борьба противоположностей, которую раскрывает поэт в своей любовной лирике.

Истинные чувства нужно скрывать от всех, чтоб не разрушить, не погубить их. Об этом часто пишет Тютчев.

"Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои!.."

Почему? Да потому что "мысль изреченная есть ложь".

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.