|
Вы здесь: Критика24.ру › Салтыков-Щедрин М. Е.
Картины русской жизни в сказках Салыткова-Щедрина (Салтыков-Щедрин М. Е.)Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – известный русский писатель XIX века. Несмотря на то, что большинство его работ представляют собой небольшие по объему сказки и очерки, автор занял достойное место на литературном Парнасе, его произведения входят в обязательную школьную программу и по-прежнему вызывают споры со стороны читателей.
И это неудивительно. То жанровое и тематическое многообразие, слог и стиль повествования, которые писатель привнес в русскую литературу, не могли остаться без внимания читательского сообщества. Легко и с юмором Салтыков-Щедрин показывает нам самые больные темы его современности, которые остаются актуальными и по сей день.
Главной особенностью произведений писателя является созданная им аллюзия на Российское государство, мир, подобный нашей стране, но более абсурдный, прямой и честный. Такой мир, где все пороки общества лежат на поверхности и не прячутся за пышной архитектурой и блеском высшего света. Вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин смело вводит в свои тексты удивительно цепляющие топонимы, вроде Крутогорска, собирательного образа российской провинции в «Губернских очерках», или Глупова из «Истории одного города». Сами названия создают перед читателями картины русской жизни второй половины XIX века, особенно ярко показанные в сказках писателя.
Итак, стараясь спасти свои труды от жесткой цензуры, Салтыков-Щедрин использует прием аллегории и пишет свои «Сказки для детей изрядного общества», где на карикатурных примерах обнажает все пороки русского общества и пытается показать читателям, что дальше так жить нельзя.
Какой же предстает Россия в сказках писателя?
В «Диком помещике» мы видим эгоистического, ленивого помещика, который самостоятельно не способен не просто управиться с поместьем, но даже привести себя в порядок. В очередном порыве самодурства он выгоняет бесполезных, по его мнению, крестьян со своей земли. Да только оказалось, что без них ещё хуже. Помещик, оказавшись один на один со своей инфантильностью и ленью, превращается в дикаря. Так автора показывает нам важную проблему своего времени: помещики, которых настолько развратило крепостное право и вседозволенность, не способы к самостоятельной жизни. Они не умеют и не хотят работать, полагаясь во всем на всепрощающий русский народ.
Не менее трагична картина в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Здесь мы вновь видим ленивых и бесполезных дворян, которые полагаясь во всём на крепостных, живя за их счет, относятся к ним, как к неодушевленным предметам. Однако самой жуткой частью истории является сцена, где мужик своими руками плетет веревку, на которую благородные генералы его и посадят. Салтыков-Щедрин напоминает нам, что крепостное право – палка о двух концах, и демонстрирует подданническую психологию крепостных крестьян, которые так привыкли к неволе, что уже не способны бороться за свободу.
На мой взгляд, самой серьезной, глобальной по своей проблеме и страшной сказкой является произведение Салтыкова-Щедрина «Богатырь». В власть в самодержавной России предстает в образе сильного богатыря, на которой и в горе, и в радости уповает народ. Люди терпят любые невзгоды, обиды и лишения, они всё ждут, что однажды их герой проснется и спасет русскую землю. Однако этого не происходит, потому что «у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». И здесь автор прямо намекает на то, что не нужно ждать, когда власть «проснется». Русский народ силен и крепок. Он способен взять бразды правления в свои руки и свершить справедливую революцию.
Таким образом, картина русской жизни в произведениях Салтыкова-Щедрина далека от сказочной. Автор показывает нам и и прогнившую, бесполезную и развращенную власть, и кроткий, запуганный народ. Лекарством от этих болезней автор. Вероятно, видит в революции, которая, по его мнению, должна вот-вот грянуть и изменить Россию к лучшему. Обновлено: Опубликовал(а): ^Наталья^ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|