|
«Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л. Н. Толстой) (Итоговое сочинение (декабрьское))Духовная жизнь – это осмысленное существование человека, который стремится понять своё назначение и направляет мыслительную деятельность на внутреннюю работу, на труд души. Такой человек обладает большей независимостью от судьбы, чем тот, кто выше всего ставит материальные интересы. Если мы постоянно пытаемся понять свои поступки, подвергаем анализу свои действия, ставим пред собой высокие и благородные цели, стремимся делать добро, приносить пользу обществу, умеем радоваться красоте окружающего мира, то мы живём духовной жизнью и приобретаем всё большую независимость от обстоятельств. Но может быть и наоборот. Отсутствие нравственных запросов, только материальные интересы обедняют существование и делают его зависимым от предопределения. Чтобы подтвердить правильность наших суждений, обратимся к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Герой, вынесенный в заглавие, не имеет имени, он просто господин из Сан-Франциско – богатый американец 58 лет, который из Нового Света отправляется в Старый Свет единственно ради развлечения. Причём герой запланировал путешествие на целых два года, уверенный в своём праве на отдых и на развлечения. Чем же обосновано это право? Все эти годы он много работал, автор иронично отмечает, в чём суть этой работы: «китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!» Беспощадная и безжалостная эксплуатация чужого труда – вот средство, с помощью которого американец заработал свои миллионы, чтобы сравняться с сильными мира сего, которых он некогда взял себе за образец. Неслучайно автор не даёт своему герою имени. Имя – это уже характер, судьба, в нём обязательно присутствует что-то личное, индивидуальное. Персонаж Бунина совершенно лишён яркой индивидуальности, это внутренне пустой, мёртвый, бездуховный человек, превратившийся в механизм по зарабатыванию денег, в нём отсутствует духовное начало. Слово «господин» в определении героя знаковое, многозначное. Во-первых, он господин для тысяч китайцев, работавших на него и многочисленных слуг, обслуживающих его, так к нему обращаются. Во-вторых, сам герой, очевидно, убеждён в своём праве на господство в мире и превосходство над окружающими людьми. Он думает, что это право дают ему деньги. И, наконец, в-третьих, это вообще «новый человек со старым сердцем», обобщающий образ человека современной цивилизации. В Неаполе, где жизнь богатого туриста течёт «по заведённому порядку», погода не балует, и семья перебирается на остров Капри, где в прекрасном отеле в библиотеке в ожидании прекрасного вечера так мгновенно и неожиданно заканчивается жизнь господина из Сан-Франциско.
Господин из Сан-Франциско – пример человека, который жил только материальными интересами и потому полностью зависел от судьбы. Приведём ещё один литературный аргумент. Обратимся к рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник». В этом произведении два героя: он и она, юноша и девушка, которым автор не даёт имени. Они богаты, здоровы, молоды, хороши собой необыкновенно. Казалось бы, чего ещё надо для счастья? Почти каждый вечер они проводят в развлечениях: обедают в дорогих московских ресторанах, посещают капустник МХАТа, модный концерт Андрея Белого. Но молодой человек, от лица которого идёт повествование, не может испытать полного счастья, так как девушка кажется странной и загадочной. Она утверждает, что не годится для семейного счастья. В Чистый понедельник героиня неожиданно оставляет в первый раз юношу у себя, а утром прощается с ним, говоря, что уезжает к отцу в Тверь. А потом из письма несчастный влюблённый узнаёт, что девушка решилась уйти в монастырь. Оказывается, всё это время в героине шла глубокая внутренняя работа, которая привела её к неожиданному решению – посвятить себя служению Богу, совершить духовный подвиг. Таким образом, героиня рассказа Бунина «Чистый понедельник» сделала выбор между мирской суетой и духовной деятельностью, отдав предпочтение внутренней работе над собой. Ей предстоит нелёгкий нравственный путь. В финале мы видим её в церковном шествии Марфо-Мариинской обители, которое возглавляет великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ныне почитаемая как святая. В темноте каким-то шестым чувством девушка почувствовала присутствие возлюбленного, которого она воспринимала как змея-искусителя. А это значит, что она ещё не до конца преодолела мирские соблазны. Мы пришли к выводу, что тот, кто ставит своей целью приобретение материальных благ, не может быть свободным от своей судьбы, так как алчность и жажда наживы, желание земных радостей и развлечений опустошают ему душу, ведут к нравственной деградации. Напротив, если мы не хотим зависеть от фатума, то именно духовная деятельность раскрепощает нашу душу, наполняет её истинным, а не ложным наслаждением. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|