|
«Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься» (Апулей). (Итоговое сочинение (декабрьское))Античный поэт Апулей утверждал: «Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься». Существует и русская пословица, которая имеет такой же смысл:»Береги платье снову, а честь смолоду». В чём же заключается смысл этих высказываний? Платье нужно беречь, пока оно новое. Нет смысла бережно относиться к одежде, если она уже обветшала, потрёпана. Точно так же нужно относиться и к чести, совести, к своему утреннему достоинству. Если честь замарана неблаговидными поступками, то восстановить своё доброе имя будет нелегко. Поэтому свою честь нужно беречь, как новое место. Проблема чести является главной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». События этого произведения происходят в 1773 – 1775 годах, во время крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва. Главный герой Пётр Гринёв служит в Белогорской крепости в Оренбургской степи, когда бунтовщики захватывают крепость и приказывают её защитникам присягать самозванцу как императору Петру Третьему. Пётр Гринёв остаётся верен воинской присяге, готов погибнуть на виселице вслед за комендантом крепости капитаном Мироновым и его помощником Иваном Игнатьичем, но не замарать чести офицера. Пугачёв проявляет великодушие и милосердие и освобождает Гринёва от казни, узнав в нём молодого дворянина, который подарил ему на постоялом дворе заячий тулуп и понёс стакан вина. Совсем по-другому ведёт себя в этой ситуации Алексей Швабрин. Долго не раздумывая, Швабрин переходит на сторону Пугачёва. После взятия крепости мы видим Швабрина в рядах повстанцев, уже переодетого в казацкий кафтан и подстриженного по-казацки в кружок. Бесчестно и недостойно ведёт себя изменник и по отношению к Маше Мироновой. Став комендантом крепости, перебежчик держит капитанскую дочку под замком, на воде и хлебе, принуждая к замужеству. Подведём итоги. Мы убедились в том, что честь нужно беречь смолоду. нельзя беспечно относиться к таким понятиям, как стыд, совесть, честь, достоинство, долг. Стоит только один раз поступить недостойно, нарушить своё слово, как ты утратишь своё доброе имя, как тебе всё труднее и труднее будет поступать по совести. (294 слова). 6. «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий) Древний римский философ Публий утверждал, что победа с теми, в ком согласие. Это высказывание можно понять двояко. С одной стороны в военном сражении побеждают те войска, в рядах которых преобладает внутреннее согласие, духовное единение. С другой стороны, нравственную победу над самим собой одерживает тот, в ком царит согласие с самим собой. Приведём литературные аргументы, доказывающие справедливость обоих высказываний. В романе – эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» противопоставлены две войны. Одна из них – это война 1805 -1807 годов – шла на чужой территории, и причина её была непонятна простому русскому солдату. Между русскими и австрийскими союзниками существовало взаимное непонимание, отсутствовало согласие и единение. Именно поэтому в борьбе с Наполеоном союзнические армии ожидало тяжёлое поражение, позорный разгром в Аустерлицком сражении. А вот в Отечественной войне 1812 года русский народ победил армию Наполеона, потому что все были объединены одной целью – защитить родную землю от врага. Между людьми царило согласие, все были охвачены патриотическим духом. Поднялась, как пишет Л.Н.Толстой «дубина народной войны» и начала «гвоздить» французов до тех пор, пока не изгнала их со своей территории. Не случайно перед Бородинским сражением солдаты говорят: «Одним миром навалиться хотят: одно слово – Москва». Приведём пример духовной победы человека над самим собой. В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов – ровесник века. На его долю выпало множество жизненных испытаний, главным из которых является Великая Отечественная война. На войне, как и в мирное время, Соколов служит шофёром, подвозит боеприпасы. Однажды в его машину попадает снаряд, его выбрасывает воздушной волной, герой теряет сознание. Так Соколов попадает в плен. В плену русский солдат претерпевает многое: голод, холод, невыносимый физический труд в каменоломнях, унижения и оскорбления конвоиров. Нравственную победу одерживает русский солдат в психологическом поединке с комендантом концлагеря Мюллером. Немец пригласил к себе пленного, узнав о том, что тот проявляет недовольство завышенными нормами выработки. Фашист хотел унизить русского воина, растоптать его человеческое достоинство. Храбрый русский солдат отказался пить за победу немецкого оружия, не стал закусывать немецкой едой даже после трёх стаканов водки. Но главную нравственную победу над собой Соколов одержал после войны. Он потерял всю свою семью: жену, двух дочерей, сына – артиллериста, погибшего в последний день войны. Жизнь его «исказнила», но не ожесточила. Андрей нашёл в себе нравственные силы, чтобы усыновить беспризорного мальчика и сироту Ванюшу. В конце рассказа автор пишет о том, что он верит в своего героя, верит в то, что тот воспитает достойного гражданина своей страны, и сын его вырастет настоящим человеком. Мы пришли к выводу о том, что победу одерживает тот, кто находится в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. (418 слов) Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|