Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо» (ЕГЭ по литературе)

Поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». А. В данном произведении поднимается много вопросов, однако особое внимание уделяется проблеме счастья русского человека. Чтобы понять, находят ли герои поэмы счастье на Руси, необходимо обратиться к мотиву свободы в произведении.

После реформы 1861 года крестьяне получили свободу, за которую боролся Н. А. Некрасов. Однако в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор переосмысливает понятие свободы, он осознает ее неоднозначное значение для жизни русского народа. Так, в главе «Последыш» автор повествует о старом князе Утятине (последыше), который отказывается верить в отмену крепостного права. Крестьяне соглашаются на сделку с его наследниками – за обещанные поемные луга они обманывают последыша, разыгрывают порядки крепостной зависимости и изображают трепет перед старым князем.

При этом некоторые из них такому укладу даже рады:

«Ипат сказал: “Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!”

Похожую историю можно увидеть в главе «Счастливые». К мужикам подходит крестьянин, который радуется, тому, что был «любимым рабом» у своего помещика. Он допивал за ним лучшие вина, доедал лучшие блюда и даже болел «царской» болезнью – подагрой. Эти примеры показывают, что, несмотря на приобретённую свободу, крестьяне продолжают мыслить категориями общины. Они не знают, как распоряжаться данной им волею и на подсознательном уровне стремятся вернуться к исконным, привычным для них порядкам. Несчастливы после изменений и помещики. Встретившийся мужикам барин говорит: «Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим по мужику». В Поэме «Кому на Руси жить хорошо» поднимается проблема рабской психологии, как у крестьян, так и у помещиков. И те, и другие не были готовы к крестьянской реформе. Вместо того чтобы воспринимать свободу как долгожданное освобождение от рабства – счастье, крестьяне теряются в новом вольном мире, тянутся к прежнему, хоть и жестокому, устрою.

Если проследить за теми крестьянами, которые приходят к мужикам в главе «Счастливые», можно сделать вывод о том счастье, каким его видит русский народ. В основном благодать для крестьянина – что-либо материальное (например, водка для мужика или большая репа на огороде – для старухи). Они неспособны понять счастье, потому что оно, в отличие от водки или репы - нематериально. Единственным героем поэмы, который способен почувствовать истинное счастье, является Гриша Добросклонов. Герой противопоставлен обществу. Его счастье – нематериально, оно заключается в служении другим. Автор неслучайно сопоставляет его с путеводной звездой. Счастье Гриши Добросклонова может превратиться в огонь, способный осветить верный путь всему русскому народу.

В заключении можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает неготовность русского человека к социальным изменениям. Долгожданная свобода не осчастливила народ. Для крестьян, и помещиков воля – неприемлема, они не знают, как ей распоряжаться.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.