|
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Петербург, в котором Достоевский и ведёт действие романа, кардинально отличается от, к примеру, Петербурга Пушкина. В нём нет золоченых крыш, чистых улиц и богатого убранства. Петербург Достоевского пыльный, сумрачный, душный город с узкими грязными улицами, мрачными дворами-колодцами я тесными каморками, в которых проживают люди. Петербург в романе – образ безнравственной и неблагополучной жизни, олицетворение равнодушия жителей, которым нет дела до голодающих детей, нищих и девушек, вынужденных продавать своё тело, чтобы получить хоть немного денег. Когда пьяный чиновник Семён Мармеладов попадает под копыта лошади, толпа окружает его, но не с целью помочь или посочувствовать, а с каким-то своим любопытством и даже злорадством. Комнаты, или даже каморки, которых живут люди, не отличаются от остального Петербурга. Узкие, больше похожие на гробы, они создают впечатления уюта, а скорее наоборот подталкивают быстрее уйти оттуда. Во всем образе Петербурга присутствует жёлтый цвет. В него окрашены и обои в комнате Раскольникова, и мебель в казенных учреждениях, и сами задания. Он еще раз подчеркивает безысходность, в котором происходит действие и показывает, что в этом Петербурге нет радости. В романе есть несколько упоминаний о парадных богатой части города. Но каждый раз Достоевский показывает, что жителям окраин и нищих кварталов делать там нечего, им нет смысла даже заглядываться на богатое убранство или хотя бы мечтать о нём. И богатые люди, как и весь Петербург, равнодушны к проблемам голодных, нищих и больных, которые вынуждены обеспечивать их богатое существовании. Они попросту не замечают их, как богатые жители в коляске не заметили бедного студента Родиона Раскольникова на мосту и едва не задавили его. Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал социально-бытовой образ Петербурга. Он ввёл в привычный образ столичного города атмосферу грязи, духоты, тесноты. Петербург Достоевского напрямую связан с внутренним миром остальных жителей. Они страдают не сколько физически, сколько морально. Им некуда пойти в этих нищих кварталах, поэтому они идут в распивочные, которых здесь больше, чем жилых домов. Именно эта атмосфера подталкивает людей пьянствовать, убивать и насиловать. Она же и подтолкнула Родиона Раскольникова к преступлению, стала истоком его теории. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Д. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|