Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12. Роль деталей в образе Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Социально-идеологический роман "Преступление и наказание" был написан Ф. М. Достоевским в девятнадцатом веке. В этом произведении Петербург — самостоятельный герой, оказывающий влияние на других персонажей. Для создания образа города автор использует такое средство художественной выразительности, как деталь.

Хронос является важной частью Петербурга как персонажа. Основное действие романа разворачивается в течение пятнадцати дней, однако читателю может показаться, что оно длится куда дольше, так как время развивается скачками.

"Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит; в другой раз, что всё тот же день идёт", — оно замедляется в мыслях и снах Раскольникова, а ускоряется в моменты его беспамятства, болезни. Особое время дня в романе Достоевского занимает закат, который является фоном кульминационных действий. Например, Раскольников совершает убийство в промежутке между семью и восемью часами вечера, на что указывают крики людей на улице тогда, когда Родион искал топор: "Семой час давно!" Автор использует детали времени для того, чтобы обозначить момент вторжения стихии в жизнь героя, указать на неподвластность хроноса.

Топос является не менее важной составляющей образа Петербурга. В пространстве города нет социальных контрастов: автор описывает не Невский проспект, а Сенную и Мещанскую площади. "...Молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов на С-м переулке... отправился к К-ну мосту", — местом развития действия является Петербург "униженных и оскорблённых", потому что Ф. М. Достоевский не преследовал цель изобразить идеальный город с непорочными людьми. Он хотел описать реальные место, нравы, быт. Стоит отметить, что большую роль в создании образа Петербурга играет особое мифологическое пространство. Например, "лестница" символизирует переходное состояние, нахождение между двумя крайностями: "тринадцать ступеней", "отделяющие героя от топора. "Не уйти ли?" — задал себе Раскольников риторический вопрос, стоя на лестнице перед квартирой старухи-процентщицы. Комната Родиона, которую автор сравнивает с "крошечной клетушкой", является центром закрытого пространства, олицетворяет замкнутый круг мыслей героя. Катерина Ивановна заставляет детей танцевать на площади, открытом пространстве: "Пусть видят все, весь Петербург, как милостыню просят дети благородного отца". Многочисленные детали пространства формируют полноценный образ города как отдельного героя романа.

Атмосфера Петербурга олицетворяет невозможность персонажей мыслить ясно, чисто: "...И идти некуда, и дышать нечем". Автор неоднократно делает акцент на погоде, которая оказывает влияние на героя. "...Вечер был душный и мрачный", — духота является важной деталью образа Петербурга, которая воплощает внутреннее состояние Раскольникова: сомнения, навязчивые мысли, метания. В эпилоге романа Достоевский противопоставляет жаркий город природе чистой Сибири, в которой думы Раскольникова повернули в русло раскаяния. Он подвергнул сомнению теорию о "тварях дрожащих и власть имеющих". Также стоит обратить внимание на цветовую символику романа. Жёлтый является лейтмотивом произведения. Этот цвет обозначает болезнь города, автор неоднократно делает акцент на нём: "мебель из жёлтого дерева" в квартире Алены Ивановны, "два желтых кусочка сахару" в каморке Раскольникова от Настасьи, "жёлтый стакан с желтой водой" в полицейской конторе. Однако, жёлтый характеризует не только слабость тела, но и недомогание сознания. Так, лица многих героев, жителей Петербурга, имели "болезненный, желтоватый" оттенок (Порфирий Петрович, Раскольников, Алёна Ивановна и другие). Болезнь проникла не только в их организмы, но и в их души (теория Родиона, характер старухи-процентщицы).

Таким образом, при создании образа Петербурга автор использует множество художественных деталей, которые становятся лейтмотивами романа и играют большую роль в раскрытии характеров остальных персонажей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.