Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления (Психология)

Изучение мышление не перестаёт быть актуальным. Многие отрасли психологической науки производят различные исследования и эксперименты в этой пока ещё не до конца освещённой области.

К примеру, в психологии труда можно выделить профессиографию, разбирающую особенности мышления человека при решении профессиональных задач различного уровня сложности. Так Л.Н. Гурьева в своей работе разобрала особенности бухгалтерской работы, рассмотрев процесс последовательной постановки целей, часть из которых носит формализованный, а часть – неформализованный характер. Гурьева выделила однозадачные и многозадачные цели, нововведённые и прежде заданные цели, а также уже готовые цели и те, что находятся на стадии формирования.

По процессу принятия цели предполагается прогнозирование эффективности трудовой деятельности сотрудника. Наибольшее значение в этом процессе отдаётся мотивации работника. Гурьева пишет, что сотрудники, которые при целеполагании сильнее ориентируются на внутреннюю мотивацию являются более собранными и продуктивными по сравнению с их коллегами, у которых преобладает внешняя мотивация. Внешне мотивированные сотрудники показывают себя менее продуктивными во многом из-за своей низкой заинтересованности как в процессе, так и в его результате. Такие сотрудники стремятся как можно быстрее справиться с не слишком интересной для них работой и могут показывать неплохую скорость выполнения заданий, однако, в отличие от работ внутренне мотивированных, ждать от них креативной и вдумчивой работы не стоит.

Ещё несколько интересных работ было проведено в сфере социальной психологии. К примеру, Карцев совместно с Ярошевским выделили несколько социальных ролей, характерных для научных коллективов, выяснили, что учёные в совместной научной работе отдают предпочтение тем коллегам, чьих научных качеств не хватает им самим. Гиндилис под руководством Кедрова описала, что так сходятся ученые из разных областей, теоретики и экспериментаторы, люди с разными склонностями и способностями, к примеру, один учёный больше склонен продуцировать идеи, а второй способен грамотно оформить их и изложить литературным языком.

Педагогическое и возрастное направления психологической науки изучают мышление в первую очередь, в контексте развития личности и возможностей для его корректирования. Без здорового продуктивного мышления обучение становится невозможным, поэтому важной часть дошкольного обучения является построение у детей продуктивного мышления, обучение «учёбе». Исследуя продуктивное мышление в качестве основы для обучаемости, З. И. Калмыкова пришла к выводу о необходимости более индивидуализированного обучения и большей дифференциации учебных групп внутри одного класса по уровню их мышления и его индивидуальным особенностям.

В медицинской психологии большое внимание уделяется проблемам расстройства мышления. Нарушение процессов мышления часто свидетельствует о патологиях в лобном и теменно-затылочном отделах головного мозга человека. Зейгарник, рассматривая проблему нарушения мышления у человека, выделила три основных типа подобных расстройств. Во-первых, это нарушения в коммуникативных процессах, это понижение уровня коммуникации и искажения в её процессах. Во-вторых, это нарушение хода мыслей, необоснованные скачки в мышлении, отсутствие логики при произведении умозаключений. Третий и последний тип – это расстройство целенаправленного мышления, отсутствие критичности мышления и его разноплановости.

Играет значительную роль мышление и в спортивной психологии, в особенности в таких видах интеллектуального спорта как шахматы.

В юридической психологии изучение мышления расширяет возможности анализа свидетельских показаний, а также помогает прорабатывать стратегии расследования и строить более правдоподобные версии хода преступления.

Что касается общей психологии мышления, то она рассматривает его не только со сторон отдельных отраслей науки, но и напрямую, разбирая то, как проходит процесс мышления и каковы его особенности. Такое исследование требуется для разрешения множества прикладных проблем, в том числе столь актуальной в наши дни проблемы создания искусственного интеллекта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.