|
Худ. методы «Горя от ума» (ЕГЭ по литературе)Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии, которое писалось в позапрошлом веке и было закончено в 1824 году, накануне восстания декабристов 1825 года, поэтому на ее автора не могла не подействовать предреволюционная атмосфера тех лет. С помощью юмора в произведении Грибоедов раскрыл всю ту несправедливость, произвол и невежество, которым было пропитано общество. Комедия представляет из себя органичное слияние трех художественных методов: классицизма, романтизма и реализма. Произошло это из-за того, что Грибоедов создавал пьесу на стыке эпох, во то время, когда один литературный метод сменялся другим. Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Сам Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» автор подразумевал Чацкого . Именно его ум, способность мыслить независимо от чужой точки зрения и иметь свое мнение и привело к тому, что герой, униженный и оскобленный слухами о его сумасшествии, бежал из Москвы: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Сохранив классицистический принцип - куль разума, Грибоедов разделил персонажей пьес на тех, кто выступает за просвещение (положительные герои комедии) и тех, кто выступает против просвещения (отрицательные герои комедии). Фамусов, как яркий представитель «века минувшего», довольно открыто выражает свою позицию на этот счет: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина». Очевидно, герой привык молчать и слепо поступать согласно примеру старшего поколения; прислуживать вышестоящим людям, зависеть от мнения окружающих. Фамилия достаточно хорошо отображает этот жизненный принцип героя: «В мои лета не должно сметь свое суждения иметь». Кроме того, стоит заметить, что Молчалин - единственный герой пьесы, у которого нет монологов. Скалозуб - «зубоскал», сплетник и злой насмешник (Лиза: «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет обморок, прибавит сто прикрас»). Фамилия Александра Андреевича Чацкого довольно сложна для понимания. Известно, что в черновиках Грибоедова фамилия главного героя звучала иначе - Чадский, так что можно справедливо отметить происхождение фамилии от слова «чад» - «дым». Персонаж постоянно находится в дыму полемик и ссор, но при этом, споря с людьми, он абсолютно не смотрит, слышат его окружающие или нет («Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Говорящими фамилиями наделены и второстепенные герои пьесы. Фамилия Репетилова с французского переводиться как «повторять», что прекрасно описывает сущность героя, который повторяет свободолюбивые идеи, даже не понимая их суть и во всеуслышание говорит о тайном обществе, в котором состоит, что само по себе довольно смешно. Тугоуховский действительно плохо слышит, у Горяча действительно довольно горькая жизнь под каблуком у своей жены Натальи Дмитриевны. Следующий принцип классицизма в произведении - наличие героя-резонера, кем является Чацкий. А.С.Грибоедов его устами выражает свои мысли и переживания по многим поводам: по поводу культуры, образования, крепостного права, службы… Весьма интересно в произведении проявились черты романтизма, которые реализован в исключительных чертах характера главного героя. В центре произведения Чацкий - яркий и нетипичный персонаж, вся жизнь которого, кроме тех 24 часов, которые предоставлены читателям для прочтения, окутана тайной: никто не знает откуда персонаж приехал или куда уезжает, что он делал до приезда в дом Фамусовых и что собирается делать после того, как уехал «вон из Москвы». Сам герой на вопрос Павла Афанасьевича «откудова теперь?» утверждает, что уже не до того, он «хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли». Прибегаю к реализму, автор, во-первых, взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую действительно, а не античные мифы или вымышленные истории. Грибоедов объективно изобразил жизнь того времени: конфликт между консервативным большинством и либеральным меньшинством действительно был. Кроме этого, реализм в комедии проявляется в многочисленных отступлениях от норм классицизма: отсутствие единства действия, усложнение образной системы введением образа Софьи, дочери Фамусова, наличие четырех действий вместо положенных для классицистического произведения трех или пяти. Довольно несвойственное для классицизма явление - герой-резонер — Чацкий — участвует в любовном конфликте, и автор даже помещает его в комическую ситуацию. В этом находит отражение попытки Грибоедова отступить от героя-резонера в принципе. Еще одним отступлением от канонов классицизма является то, что руку Софьи не получает достойный. Отдельного внимания достоен размер, какимнапосана пьеса. Приближая комедию к реализму, для имитации устной речи Грибоедов написал произведение вольным ямбом в диапазоне от двустопного до шестистопного. Таким образом, комедия А. С. Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение отдельных их черт и целостная панорама русской жизни XIX века. Подобно Грибоедову, в дальнейшем, используя одновременно романтизм и реализм, А. С. Пушкин напишет «Евгения Онегина», а М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Обновлено: Опубликовал(а): elizav.v.eta Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|