|
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои «Горя от ума»? (ЕГЭ по литературе)«Горе от ума» — пьеса, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в жанре комедия. По авторскому замыслу герои произведения распределились на два лагеря – Чацкий и фамусовское общество. И для каждой из этих групп такое понятие, как «ум» имеет собственные интерпретации. Для начала рассмотрим позицию Александра Чацкого. Он неоднократно высказывается о том, что пора менять устои современного общества, больше вкладывать в науки и искусство, а не в службу при государстве, как старшее поколение. «…В науки вперит ум он, алчущий познаний…» — говорит Чацкий про молодое поколение. Для Александра Андреевича ум — это ресурс, благодаря которому возможно сделать мир лучше для всех. Но в то же время такая позиция его подводит — он оказывается не понят светским московским обществом, из-за чего его ум становится как бы проклятием, инакомыслием. Из-за всеобщего непринятия Чацкий и становится лишним человеком. Но не всеми его идеи отвергаются — за него вступается Репетилов, который тоже считает, что в России пора что-то менять. Однако он не в полной мере понимает позицию Чацкого. Репетилову просто хочется быть в центре внимания. В фамусовском обществе ум воспринимается как практическое мышление. Образованность считается чем-то отрицательным, лишним для юноши, не прошедшего полную службу. «Ученье — вот чума, учёность — вот причина!» — восклицает сам Фамусов на реплики Чацкого и предлагает сжечь все книги, чтобы искоренить такой подход к жизни. Павел Афанасьевич рассказывает Чацкому про Максима Петровича, дальнего родственника, намекая на то, как он умён – рассмешил царских особ, падая на пол, зато выслужился и потом «на серебре, на золоте едал». Фамусов и Скалозуб откровенно смеются над идеями Чацкого, твердо считая, что лучшая судьба для мужчины — служба. Практически данное понятие воспринимает и Молчалин, который считает, что ум — это в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Он живёт по заветам отца, который учил его «угождать всем людям без изъятья», много не говорить, быть скромным. Почти все персонажи, пришедшие на бал к Фамусовым, также считают, что «ум» — это умение выслужиться, а не знания, полученные при обучении. В этом и состоит главная проблема Чацкого — горе от ума в обществе, где образованность и ученость порицается. Не раз Александр Андреевич возражает Фамусову («служить бы рад, прислуживаться тошно», «не замечая об себе, что старее — то хуже»), пытается доказать ему, что нынче нужно жить по другим принципам. Но Фамусов не принимает его идей — от страха осуждения со стороны светского общества и привычного эгоизма он просит не высказываться Чацкого ни о чем. Позднее, когда все на балу начинают думать, что Чацкий — сумасшедший, Александр Андреевич понимает, что вразумить такое общество у него не получится и в панике сбегает, понимая на собственном опыте, что же такое — горе от ума. Таким образом, можно сделать вывод, что каждой группой героев понятие «ум» воспринимается по разному. Чацкий считает, что ум — это образованность и умение мыслить иначе, а Фамусов и его общество — это умение практично жить. Обновлено: Опубликовал(а): Ося пишет Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|