|
Тема семьи в романе «Господа Головлёвы» (Салтыков-Щедрин М. Е.)«Господа Головлёвы» – один из самых правдивых романов русской литературы, написанный Салтыковым-Щедриным на рубеже 1875-1880г. В основе замысла мораль «разложившейся» семьи, и отсутствие подлинных и мнимых человеческих ценностей. Все главные герои произведения предстают перед нами в том момент, когда подводится итог их жизни. Становится ясно: с чем человек пришёл в этот мир, как жил, и что он после себя оставил. В романе, повествуется о доме, семье, и роде Головлёвых. Основной фигурой семьи, является Арина Петровна – женщина шестидесяти лет, привыкшая жить по своим установленным правилам. Хозяйка имения живёт уединённо, расчётливо, с соседями дружбы не водит, и от детей требует полного послушания. Характер властный, самостоятельный, а её строптивость и жестокий нрав приводит к тому, что ни один человек не может ей противостоять, и достойно ответить. Глава семейства Владимир Головлёв по молодости лет, отличался безалаберностью, легкомысленным нравом и о своей жене он говорит, что она не вдова, и не мужняя жена. По жизни, он бездельник и для него главное, чтобы его никто не беспокоил. Часто запираясь у себя в кабинете, он подражал пению скворцов, петухов и волочился за крепостными девками. Устав от безразличия мужа и не желание принимать участие в делах семьи, Арина Петровна рано почувствовала своё одиночество и все семейные дела перешли в её руки. В браке родилось четверо детей, три сына и дочь. Со временем, между взрослыми детьми и матушкой устанавливаются прочные денежные отношения, их не интересует физический труд, или умственный, и они не могут найти свой путь. Жизнь проходит в сфере потребления и питания. Еда хорошая или плохая служит показателем отношений, темой воспоминаний, размышлений и домашних сцен. Дети семьи Головлёвых, не приспособлены к жизни. Получив родительское благословение, образование они были отправлены в столицу, но никто из них так и не выбился в люди. Старший сын, получив в наследство дом в Москве прожил в нём пять лет, стал играть в карты и разорился. Дом был продан за долги, и сказочный годовой доход хватил ему не на долго. Дочь сбежала с корнетом, вышла замуж, мать её не оставила, однако деревушка в тридцать душ с усадьбой и небольшое пособие не принесло ей счастья. Через два года корнет сбежал, оставив жену с двумя детьми. От болезней дочь скончалась, и круглые сироты остались у бабушки. Так или иначе, но ни у кого из сыновей жизнь не сложилась, и они все вернулись в отчий дом. У обитателей усадьбы нет друзей, и знакомых. Они общаются только с теми, кто им необходим: слугами, доктором, священнослужителем. Господь бог для них – высшая инстанция, к кому можно обратиться с просьбой о материальной помощи. На протяжении всего романа, показана разрушительная связь семьи Головлёвых. Деспотизм, подавление личности младших, система суровых запретов, и ненависть по отношению друг к другу, основа их существования. Под конец романа, нас встречает «опустевшая» тишина и ползущие по дому тени. Потрясает сцена с «мёртвыми душами» покойной матери и давно умершими слугами. Отвернувшись от жизни герои романа общаются с призраками. Семейная сага заканчивается на печальной ноте, и все благоприобретения, которые на протяжении всей жизни собирала Анна Петровна вылетели в «помойную яму». Сыновья Головлёвых не сумели удержать уровень благосостояния в своих руках, и не взяли от маменьки тех качеств, которые нужны были по жизни. Мать умерла окутанная со всех сторон праздностью, пустословием, а единственно оставшийся сын спился. Обновлено: Опубликовал(а): Анна-Мария Внимание! Спасибо за внимание.
|
|