|
«Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» П. Л. Капица (ЕГЭ обществознание)Петр Леонидович Капица - известный советский физик и инженер. В историю развития этих дисциплин он вошёл как видный инноватор. Именно поэтому ему как никому другому известно, что не всегда теория и действительность совпадают. В данном высказывании П. Л. Капица выдвигает идею о роли эмпирического метода в познании окружающего мира.
Каждый из нас знает, что открытия совершаются благодаря познанию человеком окружающего мира. Познание - это деятельность человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом- получение нового знания о мире. Познания отражает не только научный подход. К видам познания также относятся обыденное, философское, художественное и так далее. Важнейшей характеристикой познания является разделение его на две ступени - чувственное и рациональное. Чувственное познание- это ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. А уже благодаря рациональному познанию полученные в результате чувственного познания данные упорядочиваются, предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений, связей и отношений между ними. В соответствии с разделением познания на ступени выделяют и различные методы познания. Основой эмпирических методов является чувственное познание. К эмпирическим методам относят наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение. И, соответственно, теоретические методы опираются на рациональное познание. К числу теоретических методов относят анализ, синтез, моделирование, дедукции, индукцию. Однако, важно отметить, что теоретический и эмпирический методы взаимосвязаны: в научном познании не бывает как чистых эмпирических методов, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания, так и чистых теоретических методов. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.Важность эмпирического метода познания подчеркивал Ф. Бэкон в своей эмпирической философии, считая, что знание начинается с опыта. Ученые Ф. Рамсей и К. Гемпель были также согласны с П. Капицей в том, что теоретический методы познания переоценены обществом и наука может развиваться и без их использования. Руководствуясь этими выводами американский ученый В. Крэйг попробовал изъять неэмпирические термины из теории, но в результате этого эксперимента теория оказалась непригодной для использования. Таким образом, данные, полученные Крэйгом показали необходимость теоретических терминов в структуре научной теории.Получается П. Л. Капица был не совсем прав, утверждая о пользе эксперимента, который не базируется на теоретических знаниях? Далее я хочу рассмотреть тезисы как поддерживающие данное высказывание, так и опровергающие его.
Говоря о справедливости данного суждения, можно отметить, что большинство действительно инновационных открытий было совершено именно прикладным методом. Так, в 17 веке Галилео Галилей открыл 4 спутника Юпитера благодаря наблюдению, не основываясь при этом ни на каких теоретических предположениях о их существовании. А Грегор Мендель стал основоположником генетики как науки тоже благодаря эксперименту, не основываясь ни на каких теоретических данных, так как к тому времени их просто не было. Однако, наука не сможет продвинуться далеко, основываясь только на экспериментах. Не зря все выдающиеся учёные, совершившие прорыв в той или иной области, стремились положить результаты экспериментов или наблюдений в основу научной теории. И Галилео Галилей, совершив открытие спутников Юпитера, описал их в своём трактате. И Грегор Мендель, проведя эксперимент, вывел основные теоретические положения генетики как науки. Если бы наука состояла только из экспериментов, она бы не была единым механизмом. Ведь последователи и ученики того или иного учёного продолжают его дело, основываясь именно на теоретических данных. Теоретические знания можно назвать кровью, несущей по венам времени необходимые знания к очагу их непосредственного применения. Также можно говорить о том, что эксперименты, противоречащие теории могут быть не только бесполезны для общества, но и вредны для него. Ярким примером такого эксперимента может быть эксперимент над главным героем произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона». Опыт над живым человеком, противоречащий законам природы, казалось бы сначала удался, но, в итоге, ничего хорошего ни для науки, ни для общества в целом, ни для самого «подопытного» не вышло. Учёные, решившие «обмануть природу» жестоко разочаровались.
Таким образом, я прихожу к выводу о том, что П. Капица прав лишь частично. Действительно, смелый эксперимент может стать началом целой области науки или привести к научному прорыву в той или иной области. Но, без подкрепления теоретическими знаниями этот эксперимент или вообще не будет иметь никакого научного смысла, или скорее всего пропадёт в пучине времени, так и не встреченный последователями. Обновлено: Опубликовал(а): Evgenia0510 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|