|
«Свобода – это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и уважения ближнего» Ю. Бондарев (идея – теория – факты) (ЕГЭ обществознание)Смысл данного высказывания раскроем, рассмотрев сущность такого важнейшего признака человека, как свобода и проследим связь свободы с моралью. Гомосапиенс обладает мозгом, который продуцирует сознание, что позволяет людям выбирать из нескольких альтернатив. Это и есть свобода, что и отличает человека от животных, которые «выбирают» в рамках инстинктов. Существует несколько аспектов свободы. «Свобода от» - освобождение от внешних оков. «Свобода для» - самостоятельный выбор деятельности. «Свобода во имя» - отказ от удовлетворения личных потребностей во имя высокого, идеалов, веры.
Каждый из нас знает: свобода лучше, чем несвобода, что свобода - великая ценность. Но, взрослея, человек осознает: абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода – это хаос и не бывает свободы без ответственности. Чтобы сохранить человечество от вырождения, взаимного уничтожения и хаоса, «войны всех против всех», общество выработало социальные ограничители – социальные нормы. Это традиции, обычаи, мораль, религиозные, корпоративные, эстетические нормы, этикет, право. Писатель Бондарев говорит о моральных нормах, нравственности. Мораль- это социальные нормы, основанные на понятиях добра и зла, чести и бесчестия, нравственности и безнравственности, альтруизма и эгоизма, справедливости и несправедливости. Мораль – это особые духовные качества, основанные на совести. Совесть — способность личности осуществлять моральный внутренний самоконтроль. Уже с детства нас приучают к тому, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. мы, взрослея, усваиваем моральные нормы. С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Поэтому в каждом конкретном поступке, делая моральный выбор, мы поступаем сообразно своей совести, главному "ограничителю". Наличие или отсутствие такого контролера зависит от воспитания и, прежде всего, семьи. Чтобы человек делал правильный выбор, он должен быть воспитан соответствующим образом. По Бондареву, человек по-настоящему свободен, если между добром и злом, он выбирает добро. Вспомним «Капитанскую дочку» А. Пушкина. П. Гринёва воспитывали согласно морали: «береги платье снову, а честь смолоду». Именно поэтому, когда «разбойник» Е. Пугачёв предложил ему в обмен на жизнь службу в своем войске, Гринёв отказался. Когда приходит время умереть, он идет на эшафот, сохранив честь, не предав отечества и присяги. Это – поступок по-настоящему свободного человека. Я согласна с теми, кто считает, что в современном обществе наблюдается кризис морали и нравственности. Все чаще наблюдается нарушение нравственных норм и запретов. Происходит воздействие телевидения. рекламы, интернета, которые предлагают «получать от жизнь все», всевозможные «радости жизни», культуру потребительства, что приводит к изменению ценностных установок. Например, раньше считалось аморальным выражаться нецензурно в общественных местах, при старших, при женщинах, детях. Сейчас нецензурная лексика – норма. Недавно я, услышала в троллейбусе беседу 2-х молодых людей, которые говорили громко и нецензурно. Никто не сделал им замечание, и я – тоже, хотя мне и было стыдно за себя и за всех пассажиров. В тот момент я себя не уважала, т.к. побоялась показаться «белой вороной». В тот момент я была несвободной. Поступать нравственно – это совершать усилие над собой, делать ответственный выбор, быть готовым на поступок «по совести». Это и есть настоящая свобода. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Петровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|