29.3 «Свобода — это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и уважения ближнего» (Ю. Бондарев) (ЕГЭ обществознание)
3 из 6 Оценка эксперта внизу
Выбранная мною тема не перестаёт быть актуальной и сейчас, ведь даже в современном мире часто обсуждается понятие свобода по причине нарушения прав граждан.
Смысл предложенного высказывания Ю. Бондарева следующий: свобода является высоким идеальным моральным состоянием личности, однако, говоря о свободе, необходимы различные ограничения, чтобы не нарушалась и не ограничивалась свобода другого человека, к которому следует относиться уважительно.
Я разделяю мнение автора. Считаю, что свобода должна быть всеобщей и неотъемлемой.
Для подтверждения вышесказанного обратимся к теоретической аргументации.
Абсолютная свобода — возможность делать всё, чего желает индивид. Данное понятие не подразумевает под собой никаких ограничений. Однако ему можно противопоставить ограниченную свободу. Она, в свою очередь, предоставляет человеку различные права и свободы, главное, чтобы их реализация не мешала деятельности других членов общества.
Для более глубокого понимания перейдём к фактической аргументации. Вспомним пример из истории. Древняя Русь не являлась правовым государством, поэтому люди, не имея полноценной свободы, нередко радикальными методами высказывали своё несогласие с действиями властей, не находя иного пути решения проблем. В частности, это восстание древлян. Не имея прав и находясь в ситуации, когда приходилось мириться с увеличением количества дани, племя древлян убило князя Игоря. Кроме того, существует высказывание Михаила Бакунина, чётко иллюстрирующее отношение к рассматриваемой теме: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Из этого следует, что принцип человеческого общежития предполагает, что человек волен делать то, что пожелает, но так, чтобы не нарушить свободу других людей.
Итак, свобода — действительно высшее нравственное состояние человека, но именно в случае взаимного уважения чужих прав и свобод.