|
«Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки» Толстой (идея – теория – факты) (ЕГЭ обществознание)Раскроем смысл высказывания, рассмотрев сущность и значение воспитания как важнейшей составляющей процесса социализации индивида и формировании личности. Личность — это совокупность социальных и духовных свойств человека, которые он приобретает благодаря освоению социального и культурного опыта. Так как культура и социальный опыт не передаются биологическим (генетическим) путем, то для превращения человека как биологического существа в социального индивида и личность необходим процесс социализации. Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими в деятельности и общении. Особенно важны для социализации такие агенты (институты) социализации как семья и образование – школа, колледж, ВУЗ. Конечно, большую роль играют такие агенты как коллектив друзей, СМИ, интернет сообщества, книги и т.д. Но именно семья и школа социализируют человека целенаправленно, организованно, систематически, т.е. воспитывают. Итак, воспитание – это не просто социализация, это процесс целенаправленного формирования в индивиде каких-либо конкретных качеств. Например, в школе я не только получала знания, умения, навыки. Школа меня воспитывала. На каждом уроке наши учителя прививали нам такие ценности как трудолюбие, усидчивость, интерес к новому; один раз в неделю у нас проходили классные часы, на которых мы с классным руководителем обсуждали вечные темы морали. До сих пор помню диспут по теме: «Истинные и ложные авторитеты». На школьном уровне мне запомнились торжественные мероприятия, посвященные памятным датам нашей страны и нашего края, встречи с ветеранами войны и труда. Всё это - примеры воспитательной работы, которую обязана проводить школа как общеобразовательное учреждение. По окончании школы мы получим аттестат зрелости. Зрелость – это сформировавшаяся, ответственная личность, не только овладевшая школьной программой, но и воспитанная на соответствующих идеалах, нормах, культуре и принципах.
Сначала как объекты воспитания, а затем и субъекты самовоспитания и саморазвития. Это относилось и к Вольфгангу Моцарту. Именно его семья, особенно отец, целенаправленно воспитали в нем трепетное отношение к своему делу, а затем он сам упорным трудом постоянно совершенствовался как композитор и как личность. Если семья не воспитывает, воспитывает недостаточно хорошо или осуществляет антивоспитание, то человек вырастает проблемной личностью – инфантильной, безответственной, асоциальной или аморальной. А отсюда – недалеко до девиантного и даже противоправного поведения. Обновлено: Опубликовал(а): Бастет Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|