|
«Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации» (В.А.Иванов) (ЕГЭ обществознание)Данным высказыванием автор хотел сказать, что в постиндустриальном обществе уровень образования становится более значительным критерием социальной стратификации, нежели собственность. Роль образования возрастает в современном мире. Из курса обществознания известно, что социальная дифференциация - это деление общества на группы. В отличие от социальной стратификации, она не всегда предполагает социальное неравенство. Социальная стратификация - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют четыре главных критерия социальной стратификации: доход, власть, образование, престиж. В современной социологии наиболее распространёнными являются два подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый(в марксистском понимании). Основание выделения классов - обладание частной собственностью, в то время как на выделение страт влияют различные факторы, в том числе уровень образование. Образование - процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. К тенденциям современного образования относят гуманизацию, информатизацию, обязательность и непрерывность обучения и т.д. Это значит, что люди стремятся повысить качество образования, оно приобретает ценность в современном обществе. В следствие этого, образование стало важнейшим агентом социализации и каналом социальной мобильности. Социальная мобильность - перемещение индивидов и социальных групп в социальной структуре общества. Вертикальная социальная мобильность предполагает процесс перехода людей вверх и вниз по ступеням социальной лестницы. В информационном обществе на вертикальную мобильность индивида большее влияние оказывает образование, чем собственность. Таким образом мысль В. А. Иванова становится ясна и обоснованна. С мнением автора нельзя не согласиться. В школьном курсе «География» мы изучали экономическую жизнь Австралии. Благодаря тому, что австралийские учебные заведения готовят высококвалифицированных специалистов, Австралия является одной из самых развитых стран со стабильной экономикой и высоким уровнем жизни. Средняя годовая зарплата составляет 50 000 австралийских долларов (2 200 000 российских рублей). Что составляет большой контраст со странами, в которых уровень образования людей ниже. К примеру, средняя годовая зарплата в Индии составляет примерно 70 000 рублей. Этот пример показывает, что уровень знаний является важнейшим фактором социальной дифференциации. Рассуждая на данную тему, я вспоминаю статистику Минобнауки из журнала «Социальная реальность», в которой говорилось, что самую большую заработную плату получают выпускники Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. Она составляет в среднем 60 тысяч рублей. На втором месте находятся МГУ и СПбГУ, выпускники которых зарабатывают около 50 тысяч рублей. Самые низкие заработные плату у выпускников заочной формы обучения, а так же у людей, оканчивающих техникумы и колледжи, и её приблизительная величина находится в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Данным пример показывает, что уровень образования оказывает прямое влияние на доход человека. А чем выше доход, тем выше социальное положение человека. Таким образом, приведённые аргументы показывают, что уровень знаний человека в значительной степени определяет его положение в социальной стратификации общества. Обновлено: Опубликовал(а): Марья Балконская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|