|
Миражная интрига в «Ревизоре» (ЕГЭ по литературе)Основа «Ревизора» Гоголя - это не любовная интрига, не стремление достать выгодное место или чин; драматургическую ситуацию произведения формирует «самый ужас, страх ожидания, гроза идущего впереди закона», овладевающий чиновниками. Завязка пьесы состоит в первой же фразе Городничего («Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»), и с этого момента страх начинает сковывать героев и нарастает от действия к действию. У чиновников, охваченных ужасом, затмевается разум, именно поэтому, проезжающего мимо Хлестакова они приняли за грозного ревизора. Герои создали некий образ, за которым следовали все действия; они устремились за миражом, который сами себе вообразили. Именно поэтому литературоведы назвал интригу в «Ревизоре» «миражной интригой». Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в государственного человека. Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью поведения чиновников, но и некоторых качеств самого Хлестакова. Он глуп, но «идеально глуп», он так и не понял, за кого в этом городе его могли принять. В письме Тряпичкину он пишет о том, что «по петербургской физиономии» приняли его за генерал-губернатора. Такое простодушие помогает Хлестаков не притворяться, а играть созданную жителями уездного города роль грозного ревизора. От мелкого чиновника он делает карьеру до фельдмаршала. Данная сцена становится кульминационной в миражной интриге. Из-за того, что Хлестаков врет вовсе не задумываясь, его трудно уличить во лжи. Речь его отрывиста и резка, что позволяет ему с легкость выкручиваться из сложных ситуаций: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж … Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже» (в отличии от городничего, у которого много реплик в сторону, что позволяет зрителю понять, что он продумывает каждый свой шаг, каждое слово; у Хлестакова таких реплик нет, из чего можно сделать вывод, что говорит он обо всем не задумываясь) Так же миражная интрига строится вокруг образа Петербурга, который конкретизирует вокруг мечт и размышлений героев. Семья городничего чуть ли не переезжает в Петербург, так как Хлестаков уже сделал предложение дочери Сквозника-Дмухановского; Анна мечтает об особом «амбре» в своей комнате, а городничий примеряется через плечо орденскую ленту. В тот момент, когда оба миража, на материализации которых строилась вся миражная интрига, обреют почти материальное воплощение, все здешние начинает рушаться: следуют две развязки: отъезд мнимого ревизора и, соответственно, чтение письма, а затми истинная развязка — «немая сцена». Хлестаков — центральный герой пьесы, но, не настоящий, иллюзорный, мнимый. Понятие о «миражной интриге» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, то есть в наполнении пустоты вымышленным содержание. Обновлено: Опубликовал(а): voz.dux Внимание! Спасибо за внимание.
|
|