|
Какова роль пейзажа в приведённом фрагменте из рассказа «Человек в футляре»? В каких произведениях отечественной литературы мир природы противопоставляется миру людей и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»? (ЕГЭ по литературе)8. Пейзаж играет важную роль в рассказе «Человек в футляре» А.П. Чехова: он противопоставляет спокойную сельскую жизнь и суетливую городскую, заставляя героев задумываться о важных философских вопросах. Не зря мирная картина природы следует в рассказе сразу за описанием похорон Беликова и чувств героев вскоре после них. Хотя смерть Беликова и принесла всем облегчение, оно оказалось недолговечным и вскоре растворилось в «суровой, утомительной, бестолковой жизни», где так сложно истребить дух «футлярности». Умер один человек, олицетворявшей собой тесную, скучную жизнь, основанную на бюрократизме, но как говорят герои: «Сколько их еще будет!» Мелочная, стремительная человеческая жизнь противопоставляется гармоничной красоте природы. Герои видят лунную ночь, сельскую улицу, погруженную в сонное молчание, и им кажется, что «зла уже нет на земле и все благополучно». Именно восхищение деревенской природой заставляет Буркина и Чимшу-Гималайского вспомнить о «духоте города», где люди заняты переписыванием ненужных бумаг и общением с пустыми бездельниками. Свобода природы вновь сталкивается с мелочностью города. Таким образом, Чехов обыгрывает классическую тему противостояния города и деревни, но наполняет ее смыслами, необходимыми для раскрытия темы «футлярности» жизни.
9. Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» не является единственным произведением русской литературы, в котором описывается столкновение человеческого мира и миры природы. Одним из первых коснулся этой темы русский писатель XVIII века Н.М. Карамзин в сентиментальной повести «Бедная Лиза». Автор сталкивает в своем произведении спокойный и гармоничный мир природы, олицетворением которого является Лиза, и бурный, полный страстей и шума мир людей, который олицетворяет ее возлюбленный Эраст. Лиза прекрасна и чиста, как и окружающий ее пейзаж, в то время, как испорченный городской жизнью Эраст беспокойно мечется, пытаясь обрести спокойствие и гармонию. Как и в произведении Чехова, мир природы в «Бедной Лизе» определенно выигрывает у суетливых, пустых людей. Другой автор, который осмысляет столкновение мира природы и мира человека, - это А.И. Куприн. В своей повести «Олеся» он противопоставляет Олесю – простую деревенскую девушку, способную на чистые и глубокие чувства, и Ивана Тимофеевича, человека, находящегося под влиянием цивилизации с ее ложными ценностями. Иван Тимофеевич попал в плен условностей и однообразия городской жизни, и Олеся для него – это приятное романтическое приключение, которого ему так не хватает. Герой не способен на истинную глубину чувств. Получается, что вновь, как и у Чехова, шум города заглушает и притупляет истинные движения человеческой души, так что сохранить моральную чистоту можно только в деревне. Таким образом, во всех произведениях мир человека показан греховным и дисгармоничным, в то время, как мир природы представляет собой идеальное место, где с человека слетает шелуха напускного. Обновлено: Опубликовал(а): ruonna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|