|
Роль детали в творчестве А.П.Чехова (Школьные сочинения)«Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живёт и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой) Художественные детали в произведениях Чехова являются не просто выразительными описаниями или точными характеристиками героев - они определяют настроение текста, создают его атмосферу, ненавязчиво воздействуют на читателя, прячась в потоке его мыслей и чувств. Мастерски подобранная мозаика деталей – знак особого, неповторимого чеховского стиля. Художественная деталь в рассказах Чехова становится; прежде всего, источником комического: в точно подмеченных штрихах внешнего мира заключена вся прелесть – тонкий юмор, ироничность маленьких рассказов, с помощью деталей подчёркивается нелепость случаев, героев; детская «невзаправдошность» их поступков. Невозможно всерьёз воспринимать «стражей порядка» из «Хамелеона», в руках одного из которых находится «решето с конфискованным крыжовником». А нелепость выходки дюжего Клима из рассказа «Пересолил» усугубляется подробным описанием его «побега»: «Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще». В юмористических рассказах Чехова детали вызывают смех, а если задуматься, то подчеркивают они грустные, даже страшноватые стороны жизни. В рассказе «Толстых и тонкий» уже в самом названии изображается деталь внешности двух людей, по которой определяется различие их социального положения. И не только социального. Автор выразительно описывает, какое воздействие на тонкого и его семейство производит новость, что толстый «уже до тайного дослужился»: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы и картонки съежились, поморщились…». Именно детали придают чеховским рассказам полноту и завершенность, при их видимой краткости. Автор может одним штрихом очертить всего героя, или всю ситуацию, не вдаваясь в подробные объяснения. Например, когда он говорит, что тонкий «захихикал, как китаец», прощаясь с толстым. Становится понятно, почему толстого «стошнило» от такого раболепия. Развитие художественной детали – одна из важнейших заслуг Антона Павловича. Это огромный вклад в мировую литературу. Этот приём введён в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обычную будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создаётся красочная реалистичная картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе всё описанное. Внимание Чехова к детали обуславливается многочисленными задачами, которые возлагаются на неё. Деталь обладает семантической ёмкостью, порой же близка к символу. Эти качества позволяют обрисовать образ в движении: от незначительных масштабов до катастрофически огромных перемен. Обновлено: Опубликовал(а): TMKrot Внимание! Спасибо за внимание.
|
|