|
Роль поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (Школьные сочинения)Прежде всего стоит отметить, что А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов уделяли огромное внимание теме поэта и поэзии. Их обоих интересовал вопрос о взаимодействии поэта с обществом и с «толпой». По их мнению, поэт, как и любой другой творческий человек, должен творить бескорыстно и самоотверженно, так, чтобы приносить людям некую пользу, открывая им глаза на нелицеприятную истину, без которой жизнь человечества не сможет стать лучше.
И Пушкин, и Лермонтов в своих стихотворениях отводили поэту роль пророка, призванного указывать обществу на его недостатки. Как раз в силу своей способности замечать все людские пороки поэт оказывается буквально изолированным от общества. Ему опротивела низость и бездуховность человека; в окружении людей, в своей повседневной жизни он «духовной жаждой томим», «влачится», словно «в пустыне мрачной» (из «Пророка» А.С. Пушкина). То есть как и в пустыне человеку не хватает воды, так и поэту-пророку в обществе и в людях не хватает чистых и искренних душевных качеств.
На обособленность поэта также указывают строки из стихотворения «Поэт» А.С. Пушкина: «Ты царь: живи один» и «Пророка» М.Ю. Лермонтова: «В меня всё ближние мои бросали бешено каменья». В лирике обоих поэтов их талант представляется как божий дар, но они видят и воспринимают его по-разному: Пушкин смотрит на него как на некую высшую миссию, он наставляет других подобных себе «пророков» писать именно о волнующих их проблемах, не обращая внимания на критику и непризнание людей, в то время как для Лермонтова его пророческая жизнь — это как пожизненное бремя, отягчающее судьбу поэта неизбежным одиночеством. Он не просто изолирован от общества: он оказывается отшельником и настоящим изгнанником («И вот в пустыне я живу, как птицы, даром божьей пищи...»). Тем не менее, поэт-пророк Лермонтова тоже не собирается сходить со своего жизненного пути божьего избранника. Он будет жить отдельно от людей, но продолжит отображать в своих творениях все недостатки общества. В этом плане пророк А.С. Пушкина, наоборот, живёт как обычный человек, но только до тех пор, пока не придёт вдохновение или «божественный глагол» не коснётся его «чуткого слуха». Обновлено: Опубликовал(а): кривое зеркало Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|