Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ статьи В. С. Соловьева «исторические дела философии» (Психология)

В человеческом мире не так много вещей, способных подняться над временем, остаться через столетия и даже тысячи лет. Бесспорно, одной из них по праву можно считать философию. 8 своем труде «Исторические дела философии» Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ, поэт и публицист, задается вопросом : «Что же сделала философия для всего человечества?». Для ответа на поставленную проблему автор обращается к истории, используя стyпенчатый способ изложения.

В.С.Соловьев начинает с Востока, с Индии, страны, где «человеческая личность была поглощена внешней средой», страны рабства.

Философ повествует о том, что в Индии не была понятия человечности, религия носила материальный характер, население делилась на тысячи каст, а представители низших сословий считались хуже, чем падаль. И именно в Индии появилось учение, утверждающее, что все есть одно. Эти слова в корне изменили мировоззрение людей: они разрывали оковы рабства и неравенства, провозглашали независимость человека от внешних сим. Так появилась новая религия, в основу которой лег принцип всеединства. Именно «буддизм был философией, превратившейся в религию».

Так или иначе, индийское сознание истощило свои силы, совершив резкий скачок от рабства к Нирване. Поэтому философ обращается к греческой философии - софистике. Она отрицала внешнее бытие и превозносила человеческую личность. «Человек только в себе может найти истину», - утверждает софист Протагор. Так, софистика и буддизм были схожи отрицанием внешних сим, однако различались тем, что буддизм ставил человеческое сознание выше бытия, потому что оно может отречься от него, а в софистике - потому что может существовать вопреки ему.

В.С.Соловьев повествует и Сократе, известным софистом и великим противником софистики. Он отрицал господство внешнего мира, поскольку не находил в нем правды, однако не признавал и «внешний авторитет» - богов, гражданский порядок своего отечества. Сократ видел истину в том, чтобы жить во имя общей для всех идеи. Если Сократ только утверждал наличие идеального начала, то его ученик, Платон, указал и определил его сущность. Однако и его философия не оказалась идеальной, поскольку Платон противопоставил друг другу материальный мир и идеальный мир, мир внутренней полноты и совершенства.

Примирение этого противоречия, как рассказывает повествователь, нашлось в христианстве, в образе Христа. Он не отрицает мир, но и не уходит из него, а возвращается, чтобы спасти и сделать лучше. Однако и философия христианства несовершенна, поскольку «истина облеклась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения», а церковная власть нарушала права человеческой личности. Решением этих проблем стало развитие западной философии, под влиянием которой произошло два значимых события : религиозная реформация XVI века и революция XVIII века. Произошло освобождение прав материи.

Таким образом, В.С.Соловьев, отвечая на вопрос, что же сделала философия для людей, приходит к выводу, что заслуга философии в том, что она освободила человеческое сознание от воздействия внешнего мира. Именно она помогла развить собственное существо человека как в рациональном элементе, так и в материальном.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.