|
Вы здесь: Критика24.ру › Психология
Анализ статьи В. С. Соловьева «исторические дела философии» (Психология)В человеческом мире не так много вещей, способных подняться над временем, остаться через столетия и даже тысячи лет. Бесспорно, одной из них по праву можно считать философию. 8 своем труде «Исторические дела философии» Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ, поэт и публицист, задается вопросом : «Что же сделала философия для всего человечества?». Для ответа на поставленную проблему автор обращается к истории, используя стyпенчатый способ изложения.
В.С.Соловьев начинает с Востока, с Индии, страны, где «человеческая личность была поглощена внешней средой», страны рабства. Философ повествует о том, что в Индии не была понятия человечности, религия носила материальный характер, население делилась на тысячи каст, а представители низших сословий считались хуже, чем падаль. И именно в Индии появилось учение, утверждающее, что все есть одно. Эти слова в корне изменили мировоззрение людей: они разрывали оковы рабства и неравенства, провозглашали независимость человека от внешних сим. Так появилась новая религия, в основу которой лег принцип всеединства. Именно «буддизм был философией, превратившейся в религию».
Так или иначе, индийское сознание истощило свои силы, совершив резкий скачок от рабства к Нирване. Поэтому философ обращается к греческой философии - софистике. Она отрицала внешнее бытие и превозносила человеческую личность. «Человек только в себе может найти истину», - утверждает софист Протагор. Так, софистика и буддизм были схожи отрицанием внешних сим, однако различались тем, что буддизм ставил человеческое сознание выше бытия, потому что оно может отречься от него, а в софистике - потому что может существовать вопреки ему.
В.С.Соловьев повествует и Сократе, известным софистом и великим противником софистики. Он отрицал господство внешнего мира, поскольку не находил в нем правды, однако не признавал и «внешний авторитет» - богов, гражданский порядок своего отечества. Сократ видел истину в том, чтобы жить во имя общей для всех идеи. Если Сократ только утверждал наличие идеального начала, то его ученик, Платон, указал и определил его сущность. Однако и его философия не оказалась идеальной, поскольку Платон противопоставил друг другу материальный мир и идеальный мир, мир внутренней полноты и совершенства.
Примирение этого противоречия, как рассказывает повествователь, нашлось в христианстве, в образе Христа. Он не отрицает мир, но и не уходит из него, а возвращается, чтобы спасти и сделать лучше. Однако и философия христианства несовершенна, поскольку «истина облеклась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения», а церковная власть нарушала права человеческой личности. Решением этих проблем стало развитие западной философии, под влиянием которой произошло два значимых события : религиозная реформация XVI века и революция XVIII века. Произошло освобождение прав материи. Таким образом, В.С.Соловьев, отвечая на вопрос, что же сделала философия для людей, приходит к выводу, что заслуга философии в том, что она освободила человеческое сознание от воздействия внешнего мира. Именно она помогла развить собственное существо человека как в рациональном элементе, так и в материальном. Обновлено: Опубликовал(а): Nikoko Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|